Техника - молодёжи 1995-03, страница 66К 3-Й СТР. ОБЛОЖКИ "И СОХРАНИ СЛУЖАЩИХ ТЕБЕ & ВО ФЛОТЕ ТВОЕМ" Как известно, моряки — народ суеверный. Пожалуй, ни одна другая профессия не оставила столько примет, амулетов, талисманов и пр. Однако во все времена моряки прежде всего уповали на высшие силы небесные. Судовые священники во многих флотах и по сеи день остаются полноправными членами экипажей, для молитвы и исполнения различных религиозных ритуалов на кораблях отводились и отводятся самые лучшие места. Естественно, служители океана стараются и на земле выбрать под храм местечко получше, да и украсить культовое здание позатейливее. В России издавна было принято посвящать церкви не только святым, но и знаменитым военным победам. Изумительные по красоте храмы украшают площади Севастополя и Николаева, Архангельска и Владивостока, Баку и даже греческого города Пи-рея. Но наибольшее их количество находится, конечно же, у места арождения российского флота — на Балтике. Поскольку колыбель Балтийского флота — Кронштадт, то и самые извес ные храмы находятся там. Собор во имя Святого Апостола Андрея Первозванного (рис. 1) был основан самим Петром Великим в 1717 г. Первоначально он стоял возле Петровских доков, но через 25 лет деревянное здание пришло в негодность от сырости и суровых северных ветров. Учитывая зто, Святеиший Синод постановил построить новый храм за счет средств Адмиралтеиств-коллегии. Никто тогда и предположить не мог, что дело будет отложено на... 63 года. В создании нового Андреевского собора приняли участие архитекторы Ч.Камерон, А.Захаров, А.Аку-тин, скульпторы М.Александров, И.Вороти-лов и И.Крылов, художники Л.Мирополь-ский и А.Витберг. В 1817 г. храм освятили и поместили в него вырезанный самим Петром из слоновой кости медальон с изображением апостола Андрея. В 1874 г. начали третью перестройку церкви. Вскоре она перешла от морского ведомства к местной епархии, к ней "подстегнули" богадельню с приютом, амбулаторию, столовую для неимущих, гостиницу. В 1932 г. знаменитое здание, более 200 лет прослужившее российскому флоту и морякам, разобрали. Через 10 лет после основания Андреевского собора в Кронштадте, опять же по инициативе царя-реформатора, начали строительство храма во имя Богоявления Господня. Закончили его уже после смерти императора, в 1731 г. По тем временам зто было одно из самых высоких деревянных строений в стране. Семиярусную колокольню можно было разглядеть даже с набережных Петербурга. Но как-то Николай I, выйдя на балкон Зимнего дворца, не увидел в подзорную трубу знакомых очертаний. Оказалось, что пришедший в полную ветхость храм пришлось срочно разобрать. Новую церковь отстроили по проекту зодчего Трапезникова на частные пожертвования и средства морского ведомства только в 1862 г. Богоявленский собор также содержал раритеты: медальон с Андреевским крестом, выполненный Петром Великим, икону святого Андрея, написанную адмиралом Баршем и др. Среди кронштадтских культовых сооружений представляет интерес также неболь шая Апександро-Невская церковь при морском госпитале. Сама лечебница заложена Петром в 1717 г., а в 1840 г. архитектор Э.Анерт завершил строительство больничного храма. Неподалеку от него находится Владимирский крепостной собор, дата ос нования которого неизвестна. Достоверно лишь то, что в 1753 г. храм уже существовал и находился в ведении Адмиралтейств-кол-легии. В XVIII — XIX вв. церковь неоднократно перестраивали. Наконец, в 1879 г., когда она, нуждавшаяся в ремонте, уже была на балансе военного министерства, архитектор Х.Грейфан возвел современное здание в новорусском стиле. Правда, его опять пришлось перестраивать после удара молнии, но в отличие от Андреевского собора Владимирский сохранился до наших дней. Но не одно поколение российских моряков мечтало о возведении в Кронштадте собора, который в полной мере символизировал бы величие и силу отечественного флота. На рубеже XIX — XX вв. по количеству боевых кораблей Россия вышла на третье место в мире, возросшая военно-морская мощь будила чес олюбивые замыслы о завоевании Босфора и Дардан лл В архи ек туре же господствовал неовизантийский стиль. Неудивительно, что зодчий В.Кося-ков, опираясь на помощь командиров порта вице-адмиралов Н.Казнакова и С.Макарова и благословение преподобного Иоанна Кронштадтского, начал в 1903 г. строить на Якорной площади гигантское сооружение по типу знаменитой Софии Константинопольской (рис.2). Храм был закончен перед самой войной — в июне 1913 г. Он вмещал более 5 тыс. человек, громадный купол стал прекрасным ориентиром для проплывающих мимо кораблей. Внутренняя отделка Николаевского Морского собора (так назвали храм) не уступала наружной. Мозаичные картины соседствовали с фресками (художник М.Васильев), стены украсили черными мраморными досками с фамилиями кавале ров-моряков, павших в боях с неприятелем. Иконостас был выполнен из белого мрамора (скульптор Н.Попов) с мозаичными врезками и ажур ой резьбой Довершал кар ину мраморный мозаичный пол. К сожалению, внутреннее великолепие собора оказалось серьезно нарушенным в 30-е годы. Что касается архитектора Косякова, то моряки-балтийцы по праву могут назвать его главным культовым строителем северозападных рубежей империи. В 1903 г. он возвел ч военно-морской базе Либава (ныне — ливийский порт Лиепая) собор в честь покро ителя мореплавателей св.Николая А несколькими годами раньше он решил украсить морскими церквями северную столицу. Стоит отметить две из них. Первую — Богоявленскую — выстроили в 1899 г. на Гутуев-ском острове (близ порта) в память о спасе нии цесаревича Николая (будущего императора) от покушения полусум сшедшего фанатика во время визита в Японию. Это была одна из первых в России церквей с электроосвещением, ее иконостас получил на Всемирной выставке в Париже первую премию. Увы, сейчас от былого величия мало что осталось: в 1935 г. храм был частично демонтирован и использовался как промтоварное хранилище. Другая — во имя Милующей Богоматери (поводом для строительства послужило спасение императора Александра III после крушения поезда на станции Борки) — появилась в 1896 г. В отличие от Богоявленской портовой она о служивала работников петербургской гавани. К счастью, этот храм сохранился. ТЕХНИ КА-МОЛ ОДЕЖИ 3' 9 5 А вот соседняя с ним гаваньская Свято-Троицкая церковь не пережила эпохи 'борьбы с суевериями". А ведь она была одной из старейших в городе на Неве! Ее основал Петр Великий в 1721 г. как походный храм галерного флота. Службу вначале вели в палатке, затем под деревянным шатром. В 1792 г. по проекту архитектора Я.Перрена на Васильевском острове возвели красивый деревянный храм. В нем хранились личные иконы Петра Первого и Суворова. Что ж, тем горше оречь утраты. Едва не постигла подобная участь храм святого Пантелеймона (рис.3), построенный видным архитектором И.Коробовым в 1739 г. в честь Гангутской и Гренгамской побед нашего флота в Северной воине 1700 — 1721 гг. К счастью, храм благополучно действует и по сей день, как и Чесменская церковь работы мастера Ю.Фельтена (1780 г.), выстроенная в непривычном для позапрошлого столетия готическом стиле (рис.4). И поныне существуют в Петербурге два других замечательных собора: Николаевский Богоявленскии морской и Спас на Водах. Первый возвели в камне в 1760 г. вблизи Крюкова канала на месте деревянной часовенки. Автор постройки — известный зодчий С.Чевакинский, главнонаблюдающий — президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал М.Голицын. Именно зту церковь (рис.5) украшали после каждой победы нашего флота: вначале — над турками, потом — над французами и шведами. Морской собор Северной Пальмиры стал не только историческим, но и архитектурным украшением города. Ежегодно 24 июня в день Чесменской победы священники возглашали "Вечную память основателю флота российского и виновнику морских побед Петру Великому". В 1908 г. на средства моряков Гвардейского экипажа в саду возле собора установили памятник в честь броненосца "Александр III", геройски погибшего в Цусимском бою. Все павшие тогда на этом корабле увековечены на обелиске. Спасский собор (рис.6) — уникальный памятник погибшим без погребения в русско-японской войне 1904 — 1905 гг. Его строили около Новоадмиралтейского канала всего один год на народные деньги и открыли в 1911 г. В создании храма участвовали такие крупные деятели отечественной культуры, как скульптор Б.Микешин, живописцы В.Васнецов и Н.Бруни, архитектор М.Пере тяткович. 3< престольным образом служила мозаика с изображением Иисуса Христа идущего по волнам, на стенах красовались подлинные иконы боевых кораблей крейсеров "Варяг" и "Баян", броненосцев ' Севас тополь" и "Ретвизан". Вместо завесы на царских вратах использовался флаг Кван-тунского флотского экипажа, героически сражавшегося в осажденном Порт-Артуре. На стенах церкви на бронзовых досках выгравированы фамилии всех без исключения моряков, отдавших жизни в той воине. В 1932 г. Спас на Водах снесли, однако мы не ошиблись, упоминая его как ныне существующего. По распоряжению мзра Петербурга историческии храм был в 1993 г. полностью восстановлен. В свое время бытовала любопытная легенда: пока нерушим ангел на шпиле Петропавловской крепости, стоять и самому Петербургу. Возможно, и нашему флоту быть пока не пустеют храмы, поставленные в его честь? ■ Рис. Николая ДОРОНИНА 48 |