Техника - молодёжи 1996-08, страница 8

Техника - молодёжи 1996-08, страница 8

КЛУБ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР

О По правилам, бразие!». И если путешествия в кромешный Наедине

навязанным мир электронных иллюзий без остатка запол- с «одноруким

извне нят свободное время подростка — какими бандитом»

торвать мальчишку от экрана, когда окажутся последствия? опрос:

на нем брызжет красками остросю- — Сейчас, когда не работают многие спор- — Вы часами просиживаете за играль-

жетное действо, невозможно. Особенно ее- тивные секции, когда прекратили свое суще- ным автоматом — для чего?

ли ареной кулачных единоборств явился не- ствование немало детских технических круж- Первый ответ:

обитаемый остров, а одним из участников ков, компьютерные игры стали одной из — Э, дарагой, для чего сижу, не понима-

упоительного турнира стал сам малец, проч- форм проведения досуга, — говорит зам. ди- ешь, да? Хочу сорвать большой куш.

но обосновавшийся за кнопочно-рычажным ректора НИИ психологии РАН, доктор психо- Второй ответ:

пультом. Чем же так влечет ребятишек эта логических наук Владимир Дружинин.— — Ну, как сказать... В общем, это... азарт

компьютерная игра, этот «Мортал Ком- А когда школьники начинают обмениваться люблю.

бат» — завсегдатай разнокалиберных теле- игровыми картриджами или компакт-диска- Достаточно. С одного из названных побуж-

приставок: и «Денди», и «Сега», и «Супер- ми, возникает неформальное общение, кото- дений чаще всего и начинается мобилизация

нинтендо»? рое можно лишь приветствовать. Все это — психики на игровые неожиданности, одна из

На экзотику сказочного приключения рабо- положительные факторы. Но есть и отрица- этих внутренних установок в большинстве

тают все мыслимые эффекты. Вот седой ста- тельные. Назову только три. случаев и выводит человека на игровои старт,

ричок Райден, хозяин «хороших» персонажей, Первый. Мы обратили внимание, что дети, А к чему приводит?

наблюдающий за турниром, — он может не которые чрезмерно увлекаются компьютер- Когда как — ведь игра ведется на деньги,

только извергать молнии из глаз но и теле- ными играми, начинают испытывать трудное- Компьютерный «Мортал Комбат> и ему по-

портироваться в любую точку мира. А вот ти в общении с окружающими, в частности, добные фантазии — и впрямь детская забава

«плохой> Саб-Зиро, синий ниндзя — он спосо- плохо адаптируются к школьному коллективу, по сравнению с подлинностью, скажем, поке-

бен замораживать все вокруг себя. А поедин- Отсюда — верный путь к одиночеству. Какой ра на «Фламинго» или «Гэллери». Пережива-

ки? Какое пиршество неуемной фантазии раз- выход? От взрослых требуется проследить ния подрост ;ов — легкий бриз в сопоставле-

работчиков! Вот «славный» Лью Канг, сража- чтобы часть «компьютерного времени» под- нии со шквальными страстями играющих за

ясь с прегадким Саб-Зиро, поражает против- ростка была отдана непосредственным кон- рубли и доллары.

ника в его же стиле — выплескивает на него тактам со сверстниками, их живому взаимо- Туг многое зависит от силы воли. Сумеет

воду, и струя, заледенев в полете, обращает- действию. клиент, пришедший с деньгами, проконтро-

ся в здоровенную сосульку, прошивающую Второй. Излишне «закомпьюченные» дети лировать себя — значит не будет поглощен

врага. Вот ловкий Джонни Кейдж поперемен- обладают пониженной креативностью. Ины- игровои стихией и тем самым сохранит свою

но сражается то с четырехруким принцем Го- ми словами, у них ослабевают творческие психику. Не сумеет...

ро, то со столь же нехорошим Скорпионом, из способности. У таких подростков слабо раз- «...И вот его охватила страсть к игре; он иг-

рассеченнои лапы которого вдруг вымахива- вито воображение, им недостает самостоя- рал на ипподроме, в кафе, в клубах, и эта

ет, раскручиваясь в воздухе, змея. И если Го- тельности. Это и понятно: они же привыкли страсть пожирала его время, силы, нервы и,

ро, перелетев через Кеиджа «мирно» уносит- жить по правилам, навязанным извне — в прежде всего, деньги. Он не мог больше ни о

ся вниз с обрыва высокой горы, то Скорпион, данном случае, компьютером. Средство от чем думать, потерял сон, а главное, уже не

сбросив маску, i ыдыхает факел сжигающего этой напасти — предоставить ребенку воз- владел собой: один раз, ночью, вернувшись

ТЕХНОЛОГИЯ

ЕСТ YOUR FIGHTER

Анатолий КАРТАШКИН

«Выберите вашего бойца» — призыаает заставка-меню популярной компьютерной игры Mortal Kombat 3... Маловато симпатичных персонажей в подобных играх.

пламени! Но блистательный Кеидж, несмотря на потерю 500-долларовых очков, отражает сей огненный смерч и рассекает Скорпиона пополам. Скажите — можно ли удержаться от участия в столь захватывающем спектакле?!

Для ребенка — немыслимо.

Но взрослому поразмыслить не худо.

Да, никто из детишек не простудится под воздействием леденящих чар Саб-Зиро, никого не опалит бушующее пламя Скорпиона. Напротив — разнообразие сюжетных перипетий, живописные динамично меняющиеся картины сказочного действа, волшебно подвластного движению ловких пальчиков, способны снять с психики подростка неизбежный налет житейскои заторможенности, погрузить юное воображение в мир приключений, влить в него новые живительные токи. Так утверждают апологеты электронных игр. И в чем-то они правы.

Но есть другая сторона медали — чрезмерность подобных впечатлений.

Ведь ребенок не способен оценить ситуацию, в которой оказался, так же трезво, как взрослый Увлечение красочной компьютерной нереальностью (на фоне серых, скудных на активное действие будней) может перехлестнуть через край — мальчишка часами будет просиживать перед светящимся монитором, отчаянно отбиваясь от надоедливых родителей требующих «прекратить это безо-

KOMBflT ZCNF- THE PIT 3

можность в реальной жизни принимать собственные решения.

Третий. Из всех компьютерных развлечений наиболее опасны агрессивные игры. Дело в том, что ребенок, привыкнув к их иллюзорной «действительности» начинает переносить ее правила в реальную жизнь. Скажем, убийство уже не пр дставляется ему с рашным событием, а начинает казаться даже чем-то заурядным. И нередки случаи, когда, подражая экранным героям, подроете : сам становится источником агрессии для окружающих. Здесь свое слово должны сказать воспитание, культура и разъяснительные беседы старших.

При этом Владимир Николаевич оговорился, что «особых биохимических изменений в организме подростка при чрезмерном увлечении компьютерными играми не происходит — разве что немного повышается выделение адреналина».

Ах, если бы все игры были такими!

домой из клуба, где он все проиграл, он, раздеваясь, нашел в кармане еще одну забытую скомканную бумажку. Не устояв перед соблазном, он снова оделся и блуждал по улицам, пока не нашел в каком-то кафе двух-трех игроков в домино, с которыми и просидел до рассвета...» С начала века, когда Стефан Цвейг написал эти строки, мало что изменило^ Иные игры потеряли былую привлекательность, на смену им пришли новые, а психология безумных игроков осталась прежней.

Выступать против компьютерных автоматов бессмысленно. Игровое начало присуще человеческой природе, а видный культуролог Йохан Хёйзинга, определивший игру как «свободно избранное действие в условных границах времени и пространства», даже предложил в 1938 г. специальный термин homo ludens — человек играющий. Речь идет о другом — о чрезмерности азарта. Об увлечении, которое взламывает границы, уста

ТЕXНИ К А - М О Л ОДЕЖ И 896