Техника - молодёжи 1997-07, страница 61

Техника - молодёжи 1997-07, страница 61

В марте 1939 г. нацистская Германия, окончательно оккупировав бывшую Чехословакию, заполучила не только вооружение ее армии, но и, что было особенно важно, великолепно оборудованные заводы, которые стали добросовестно трудиться на «третий рейх» в течение всей второй мировой войны. А в мае 1940 г., после разгрома французской армии и британского экспедиционного корпуса, что У.Черчилль назвал «величайшим поражением за всю нашу военную историю», немцам достались колоссальные трофеи, в том числе немало бронетанковой техники. Не воспользоваться столь ценной добычей они не могли...

Еще в 1939 г. специалисты германской фирмы «Алкетт» разработали на основе легкого танка Pz-1B самоходную установку. На месте вращающейся башни с пулеметным вооружением смонтировали неподвижную рубку, защищенную спереди и с бортов 14,5-мм броней. В ней разместили 47-мм противотанковую пушку чехословацкого производства, которой немцы успели присвоить свой индекс РАК (t). Длина ее ствола достигала 43,4 калибров, углы вертикальной наводки составляли от — 6 до + 20°, горизонтальной — 22°, наводчик пользовался те-лескопическим прицелом. В боекомплект входило 86 снарядов: 1,6-килограммовые бронебойные, обладавшие начальной скоростью 780 м/с и на дистанциях 100 и 1000 м пробивавшие броню толщиной соответственно 53 и 40 мм, а также осколочно-фугас-ные, весом по 1,5 кг, с начальной скоростью 560 м/с. Скорострельность артустановки была довольно высокой, до 10 — 12 выстрелов в минуту.

4-цилиндровый, карбюраторный двигатель М-305 воздушного охлаждения обеспечивал этой 6,4-тонной машине максимальную скорость до 57 км/ч. Сцепление было 2-дисковым, сухим, коробка перемены передач 5-скоростной.

Ходовая часть состояла из 5 опорных катков на борт, причем передние оснащались индивидуальной подвеской со спиральными пружинами. Остальные блокировались попарно и оборудовались листовыми рессорами. Поддерживающих катков было по три на борт, ведущие колеса располагались впереди.

Эта противотанковая самоходная установка, получившая обозначение «Панцеря-гер-1» («Истребитель танков первый»), с 1940 г. серийно выпускалась на заводах фирмы Алкетт», а потом к ее производству подключили предприятия «Даймлер-Бенц» и бывшей чехословацкой «Шкоды». В 1940 г. такие машины с успехом участвовали в кампании во Франции, потом действовали против англичан в Северной Африке и на советско-германском фронте. К концу 1942 г. большинство их было уничтожено в боях или совершенно выведено из строя.

...В начале 1941 г. немцы нашли новое применение 174 трофейным французским танкам R-35. Их переделали в самоходные артиллерийские установки, вооруженные 47-мм противотанковыми бывшими чехословацкими пушками, несколько машин оборудовали и 105- и 150-мм пехотными гаубицами, превратив, таким образом, в мобильные штурмовые орудия.

В том же году аналогичным образом поступили с тоже французским гусеничным тягачом «/loppeH-S»(f), превратив его в проти вотанковую установку «Мардер-1». На его корпусе устроили высокую, открытую сверху и сзади, рубку с сильно скошенным лобовым листом и рационально наклоненными бортами. В ней поместили свою 75-мм противотанковую пушку РАК-40/1 со стволом длиной 46 калибров, оснащенную дульным

ТРОФЕЙНЫЕ, ПРОТИВОТАНКОВЫЕ

тормозом. На марше ствол крепили специальным фиксатором к передней части корпуса. Двигатель «Делаэ» обеспечивал машине максимальную скорость до 34 км/ч.

В ходовой части на каждом борту было по 6 сблокированных по два опорных катков, по 4 поддерживающих, ведущие колеса — переднего расположения.

После нападения на СССР, летом и осенью 1941 г. немцы захватили довольно много исправной советской техники, в том числе и артиллерийской. Особенно специалистам вермахта понравилась действительно отличная дивизионная 76,2-мм пушка Ф-22 образца 1936 г., которой они вскоре нашли применение и не только по прямому назначению.

В декабре фирма «Алкетт» приступила к работе над самоходкой « Мардер-2». В качестве базы использовали легкий танк Pz-ИД; на его корпусе, убрав вращающуюся башню, устроили бронерубку, в которой разместили несколько смещенную к корме Ф-22 со стволом длиной 42 калибра и оборудованную телескопическим прицелом, а также наводчика и заряжающего. В боекомплект входило до 30 снарядов. К ним относились бронебойно-трассирующие, весом по 6,4 кг, с начальной скоростью 665 м/с — на дистанциях 100 и 1000 м они пробивали броню в 75 и 63 мм. 4,5-килограммовые подкалибер-ные имели более высокую начальную скорость (950 м/с) и на тех же расстояниях пронизывали 120 и 90-мм бронелисты; 5,6-килограммовые кумулятивные, при начальной скорости 325 м/с, обладали лучшим поражающим действием — с полутора километров они пронизывали броню толщиной до 75 мм. И, наконец, 6,2-килограммовые осколочно-фугасные — их начальная скорость составляла 680 м/с. Скорострельность Ф-22 достигала 12 — 15 выстрелов в минуту.

В корме корпуса располагался карбюраторный, 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения фирмы «Майбах», а в передней части была 6-скоростная коробка перемены передач. Движитель состоял из 8 обрезиненных опорных катков, ведущие колеса располагались впереди. Подвеску применили индивидуальную, на четвертьэллип-тических листовых рессорах.

Новая противотанковая самоходка пошла в серийное производство в 1942 г. В войсках «Мардерами-2» оснащали противотанковые дивизионы, находившиеся в составе танковых и моторизованных дивизий, и использовали их, главным образом, для борьбы с хорошо защищенными советскими танками Т-34 и КВ. Но некоторым довелось повоевать и на Западном фронте.

...Еще в 1934 г. чехословацкие конструкторы приступили к работе над новым танком, который с 1939 г. предполагалось производить на экспорт, а также для своей армии под обозначением L-38. Когда же их страна была расчленена и оккупирована, немцы присвоили этому, оказавшемуся очень удачным, танку свой индекс 38(t), и пражский завод БММ (бывший ЧКД) выпустил, теперь для вермахта, 1300 машин такого типа. Действовали они и на Восточном фронте — например, 22 июня 1941 г. в частях, вторгнувшихся на территорию СССР, было 623 38(t). Однако уже в 1942 г. они считались недостаточно боеспособными, и потому специалистам «Алкетт» поручили превратить часть уцелевших в самоходные противотанковые орудия.

К работе над ними, получившими название «Мардер-3», приступили в 1943 г. У бывших чехословацких танков убрали башню, на ее месте смонтировали рубку, в которой

установили качающуюся часть Ф-22. Для прикрытия расчета от пуль и осколков служил прямоугольный бронещит толщиной 14,5 мм. В распоряжении наводчика имелся телескопический прицел. Боекомплект состоял из 30 бронебойно-трассирую-щих, кумулятивных и осколочно-фугасных снарядов. В лобовом листе корпуса разместили курсовой 7,92-мм пулемет MG-34.

В качестве силовой установки применили чехословацкий карбюраторный, 6-цилиндровый, рядный двигатель «Прага» ЕРА жидкостного охлаждения. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 5-скоростной коробки перемены передач, а также бортовых фрикционов и передач.

Ходовая часть почти не отличалась от той, что была на базовом танке: 4 опорных катка большого диаметра с листовыми рессорами на борт, по два поддерживающих, ведущее колесо, как на многих машинах, находилось впереди.

Механик-водитель и радист помещались в носовой части корпуса, у которого толщина лобового листа достигала 50 мм, а бортов — 30 мм. Наводчик и заряжающий располагались в рубке на откидных металлических сидениях над моторным отделением и почти не имели защиты от вражеского огня. До июня 1944 г. изготовили 1250 машин марки Н и М.

Этими самоходными установками снабжали проитвотанковые дивизионы танковых дивизий. Первым делом их направили в подразделения, действовавшие на Восточном фронте. А вот посланные в Северную Африку пришлось дополнительно оборудовать, устанавливая воздушные фильтры, чтобы уберечь силовые установки от песка, ведь немецкие войска, в основном, сражались в пустынях. Вскоре американским военным пришлось с горечью признать, что «Мардеры-3» оказывались крайне опасным противником в боях с английскими, канадскими, американскими танками и, тем паче, при встречах с другой бронированной техникой союзников.

В 1942 — 1944 гг. на основе того же 38(t) для вермахта выпускали еще и 75-мм противотанковые установки с немецкими пушками, а также «Хетцеры» аналогичного назначения. Кроме того, был разработан и производился «Бизон» с более мощным 150-мм пехотным орудием.

...Осенью 1943 г., после вторжения в Италию англо-американских войск, пало фашистское правительство Б.Муссолини. Новое поспешило выйти из войны, оставив берлинского союзника. В ответ немцы захватили часть итальянской территории, а заодно немало вооружения, в том числе бронетанкового, и производящие его предприятия.

Так, вермахту досталось 290 штурмовых орудий «Земовенте» (см. «ТМ», № 4 за 1997 г), из которых 178 были оснащены 75-мм короткоствольными гаубицами, остальные же — пушками того же калибра. Да еще немцы заполучили четыре десятка штурмовых орудий с 75-мм пушками (длина ствола 40 калибров) и 105-мм гаубицами — последние были выполнены на шасси танка М15/42.

Однако по тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам итальянские самоходные системы значительно уступали и немецким, и англо-американским. Поэтому они нашли весьма ограниченное применение на Западном фронте — лишь в самой Италии и при боевых действиях на Балканах. ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 9 7

43