Техника - молодёжи 1999-01, страница 57

Техника - молодёжи 1999-01, страница 57

онки «Формула-1»на воде пользуются огромной популярностью во всем мире. Состязания сильнейших пилотов на самых быстроходных судах (двухкорпусных скутерах) со сверхмощными подвесными моторами — одно из наиболее престижных водомотор-ных соревнований на планете.

Чемпионат мира в этом классе проходит в девять или десять этапов в течение года. Для проведения соревнований обычно выбирают самые живописные места, например, центральные акватории больших городов, таких как Москва или Санкт-Петербург. Захватывающее зрелище собирает до полумиллиона зрителей.

Лучшие пилоты состязаются в искусстве управления высокоскоростными катамаранами, оснащенными двигателями объемом 2000 см3, стоимостью свыше 20 тыс. долларов. Ни холостого, ни заднего хода у мотора нет. Скутер набирает скорость до 100 км/ч менее чем за три секунды и разгоняется до 220 км/ч, что позволяет ему практически лететь над водой.

Катамаран имеет длину около 6 м (включая двигатель) и в полностью оснащенном состоянии весит более 390 кг. Корпуса скутеров изготавливаются из самых современных высокопрочных материалов: углепластика, титановых сплавов, специальной фанеры, устойчивой к действию морской воды.

Рулевое колесо отсоединяется так же, как и на гоночных автомобилях, что позволяет пилоту быстро покинуть кабину в случае аварии. Замки ремней безопасности спроектированы таким образом, чтобы их можно было моментально отстегнуть.

Понятно, что «Формула-1» — только для настоящих мужчин. Даже при официально разрешенной высоте волны до 0,5 м и при скорости ветра 3 м/с рулевое колесо подчас вырывается из рук пилота, как будто скутер на полной скорости влетел на свежевспаханное поле. Перегрузки несравнимы с перегрузками в автомобильной «Формуле-1» и достигают 5 — 6 д. За 50—55 мин гонки пилот теряет в весе до 5 кг Его пульс учащается до 200 ударов в минуту. Но даже когда он находится на пределе физических возможностей, ему приходится думать еще и о тактике прохода каждого круга

Грандиозное зрелище, проходившее минувшей осенью на Москве-реке, увидели сотни миллионов телезрителей во всем мире. В острой спортивной борьбе соревновались сильнейшие пилоты планеты, среди которых были и

1. Старт сильнейших гонщиков мира.

2. Хоть непогода и подвела, народу на набережной было видимо-невидимо.

3. Такой упорной была борьба на трассе.

россияне — петербуржец Андрей Берницын и москвич Виктор Кунич.

Усилиями петербургской спортивно-технической ассамблеи Андрей получил возможность участвовать во всех этапах Чемпионата-98, для чего и был «прикомандирован» в английскую команду «Speint Poweerboat Raging», возглавляемую известным гонщиком Карлосом Майданой. В последние годы тот пользуется поддержкой могучей нефтяной компании «Те-хасо». Однако в числе лидеров ни того, ни другого не было. По условиям контракта, Андрей лишь накануне прилетал к месту очередного этапа, где его ждала уже готовая лодка. Две-три короткие официальные тренировки и сразу — в большую гонку. Майдана же со своей командой не сумел подготовить конкурентоспособную технику. Отсюда и не очень высокие их результаты. Тем не менее, Андрей всегда доезжал до финиша и получал хорошие зачетные очки, тогда как добрая половина стартующих сходила с дистанции.

Ситуация со вторым российским пилотом Виктором Куничем сложилась радужной. Генеральный спонсор российских этапов — табачная фирма «Честерфильд» — в рекламных целях привлекла его всего на две гонки, правда, в команду с сильнейшим пилотом мира, финном Перти Леппалой. Спаянный коллектив, хорошая материальная часть принесли хорошие результаты Так что на этапе в Санкт-Петербурге Виктор занял почетное седьмое место. В Москве же получилось хуже некуда. Сначала уверенный «полет на одном лишь винте», но незадолго до финиша — разрушение коленчатого вала и сход с дистанции.

В группе сильнейших события развивались как и предполагалось. Четыре чемпиона мира последних лет: Скотт Гилман (США, 1997), Гвидо Капеллини (Италия, 1993 — 1996), Фабрицио Боска (Италия, 1991), Джонатан Джонс (Англия, 1990) выкладывались на всю катушку.

Со старта вперед вырвался Капеллини, но постепенно Гилман, на первых кругах занимавший 3-4 позиции, стал к нему приближаться и через несколько кругов занял лидирующее

положение. Казалось, вопрос о победителе решен — соперники Гилмана лишь менялись местами. Особенно «упирался» Д.Джонс, которому очень хотелось реабилитироваться после прошлогодней московской неудачи, когда он сошел. Но, к огорчению зрителей, прямо напротив главной трибуны, на полной скорости из-под винта его лодки внезапно вырвались почти вертикально струи воды. Это верный признак того, что двигатель «заклинило». Джонс вышел из борьбы.

Разгулявшаяся «отбойная» (от набережной) волна сыграла злую шутку с уверенно лидировавшим Гилманом.

А дело было так. Его техника работала безупречно, и сам он уж как-то очень легко и уверенно совершал круг за кругом. Большинство соперников он обогнал более чем на круг, в том числе и Карлоса Майдану, обставив его метров на десять. И вдруг, из-за «отбойной» волны, лодка Карлоса совершила невероятный прыжок в сторону, вверх взлетели тучи брызг, и она, пробалансировав на одном корпусе около 40 м, все-таки заняла нормальное положение. Но поворотный буй был уже совсем рядом. Карлос не успел погасить скорость и вписаться в поворот, который уже совершил Гилман. Носом он врезал в корму лидера и распорол его лодку. Правда, сам кевларовый катамаран Гилмана практически не пострадал, но вот рулевая тяга сломалась, и, к большому разочарованию зрителей, американец также выбыл из борьбы.

После повторного старта лидерство захватил Перти Леппапа, который и не упускал его до победного финиша. Таким образом, генеральный спонсор московского этапа — «Честерфильд» — отпраздновал победу. ■ Сергей ЖИРОВ, многократный призер чемпионатов мира водомоторных гонок «Формула-1», Юрий ЕГОРОВ, наш спецкор.

4. Круг почета Перти Леппалы и его команды.

& *