Техника - молодёжи 2000-01, страница 39

Техника - молодёжи 2000-01, страница 39

БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ...

Слова этого старинного русского романса вроде бы не соответствуют содержанию этой статьи. И все же...

После Великой Отечественной войны советские конструкторы и военные проанализировали опыт применения самоходных артиллерийских установок и выявили их положительные свойства и недостатки. О первых говорить не приходится — САУ отлично зарекомендовали себя на полях сражений, что же касается вторых, то их знание весьма важно проектировщикам боевых машин следующих поколений. В частности, была отмечена недостаточная эффективность снарядов 122-мм гаубиц, поэтому на участках главного удара сосредоточивали не только СУ-122 и ИСУ-122, но и более мощные СУ-152 и ИСУ-152. Не удовлетворительным нашли и углы горизонтального наведения в 10 — 16°, при которых затруднительно вести огонь по движущимся целям. Недостаточной была и скорострельность, на которую влияли не только вес выстрелов, но и теснота боевого отделения и медленно действующие ручные поршневые затворы. Малым был обзор из традиционных для отечественных самоходок неподвижных бро-нерубок. Угол возвышения ствола в 20° препятствовал стрельбе на максимальную дальность, особенно на пересеченной местности.

Короче, недостатки подобных артсистем были очевидны и избежать их было вполне возможно, если бы не сказалось субъективное обстоятельство. В 1950 — 1960-х гг., по настоянию Н.С. Хрущева, разработки перспективных образцов классической артиллерии, в том числе самоходной, прекратили, а выделявшиеся средства «перекачали» на ракетную технику. И только в 1965 г, после отставки скомпрометировавшегося лидера, возобновили проектирование и создание артсистем нового поколения, тем более, что к тому времени обнаружилось заметное отставание в этом отношении нашей страны от вероятных противников.

4 июля 1967 г ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление, предписывающее приступить к изготовлению 152-мм самоходных пушек 2С5 «Гиацинт» и таких же гаубиц 2СЗ «Акация». Последние предназначались для оснащения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий — из них следовало уничтожать вражескую бронетанковую технику, позиции артиллерии и минометов, а также скопления живой силы неприятеля.

Получив задание, конструкторы провели исследования, установив оптимальные размеры будущих машин, возможности размещения орудий в неподвижных рубках и вращающихся башнях, и остановились на последнем варианте. При выборе калибра учитывали опыт не только Второй мировой войны, но и вооруженных конфликтов 1950—1960 гг. Ведь эффективность действия снарядов определяется не только калибром орудий, в том числе самоходных, но и массой разрывного заряда, дальнобойностью, скорострельностью и кучностью попаданий. Учли и то, что в последнее десятилетие пехотинцы пересели на защищенные бронетранспортеры. Отсюда сделали вывод, что для будущей самоходной гаубицы — калибров 100 — 120 мм окажется недостаточно, особенно при ведении огня по подвижным и групповым целям, опорным пунктам. Приняли во внимание и то, что даже осколки 152-мм снарядов выводят из строя танки и другую подобную технику.

Артиллерийскую часть самоходной установки 2СЗ «Акация», под этим названием она и стала известной после событий в Афганистане, проектировали в ОКБ-9 «Уралмаша» на основе буксируемого орудия того же назначения — пушки-гаубицы Д-20 конструкции И.Ф. Ефимова.

Ее ствол выполнили моноблочным, с эжектором. Внутреннее устройство нарезной части и зарядной каморы также позаимствовали у Д-20, и внедрили двухкамерный дульный тормоз и вертикальный, клиновый затвор с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Гидравлический тормоз отката — веретенного типа, с компенсатором жидкости; накатник — гидропневматический, с клапаном дополнительного торможения. Цилиндры тормоза отката и накатника жестко связаны с казенником и при выстреле отходят вместе с ним.

Подъемный механизм секторного типа, с ручным приводом, обеспечивает углы возвышения ствола от минус 4 до плюс 60°. Поворотный механизм служит и для кругового вращения башни, имеется еще и пневматический уравновешивающий агрегат.

В боекомплекте «Акации» применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках, в башне и внутри корпуса. В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540 ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью 90 град, они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60 град. — 220 мм. Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и такие же тупоголовые, с баллистическим наконечником Бр-540Б, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90°. пронизывают корпусы танков и самоходок толщиной до 120 мм. Кроме того, расчеты «Акации» могут использовать и боеприпасы буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545 и специальные.

Корпус «Акации» разделяется на носовое и кормовое отделения и подбашенную коробку. Они, как днище и крыша, соединяются ребрами жесткости и связями для повышения несущей способности, иначе говоря, уменьшают воздействие на корпус нагрузок, возникающих при движении, стрельбе и попаданиях осколков и снарядов. В передней части корпуса располагается отделение управления и моторно-трансмиссионное, боевое же, вместе с башней, смещено к корме.

Башню скомпоновали так, чтобы она была удобной для расчета. Ее сварили из листов катанной броневой стали, выдерживающих удары бронебойных пуль, крупных осколков и снарядов, выпущенных с дистанции до 300 м. Внутри нее разместили орудие и часть боекомплекта, а также фильтровентиляционную установку, предохраняющую расчет от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ.

В качестве силовой установки выбрали 12-цилиндровый, 4-тактный дизель В-59 мощностью 520 л.с. — водяного охлаждения, с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже.

Трансмиссия — механическая, двухпоточная, коробку перемены передач выполнили в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеску применили независимую, торсионную, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеницы оборудовали резинометаллически-ми шарнирами.

После испытаний опытных установок на Научно-исследовательском полигоне Главного бронетанкового управления военные заказчики и сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного машиностроения дали весьма высокую оценку ходовой части и даже предложили применять ее на самоходках весом до 30 т. Как и следовало ожидать, «Акация» была авиатранспортабельной, и грузовой самолет Ан-22 принимал на борт две такие машины.

Первые две изготовили в 1968 г. Конечно, наряду с положительными качествами на испытаниях, продолжавшихся до ноября следующего года, обнаружили и недостатки — например, при стрельбе малыми зарядами отмечалось чрезмерное загазовывание боевого отделения. Поэтому посоветовали заменить раздельно-гильзовое заряжание картузным и внедрить полуавто

матический поршневой затвор с пластическим обтюратором. Впрочем, особых преимуществ это новшество не обещало, хотя его и сочли нужным использовать при проектировании новых 152-мм самоходных пушек.

В 1971 г. производство «Акации» развернули на Уральском заводе тяжелого транспортного машиностроения, хотя официально ее приняли на вооружение Советской Армии спустя два года.

После того, как самоходная гаубица прошла боевое крещение в Афганистане, оказалось, что она, не в пример другим подобным артсистемам, неприхотлива, очень надежна и проста в эксплуатации — собственно, то, что и нужно полевым войскам. А иностранные военные эксперты отметили, что ее создатели успешно решили проблему устойчивости машины при стрельбе без применения общепринятых выдвижных сошников. По основным же характеристикам 2СЗ превзошла распространенную М109 аналогичного назначения.

Естественно, «Акацию» постоянно совершенствовали. Так, в 1975 г. две укладки возимого боекомплекта заменили барабанными, на 12 выстрелов, в результате чего запас снарядов и зарядов увеличился. А в Научно-исследовательском институте машиностроения для нее разработали снаряд ЗОФ-29, усилив его осколочное действие в четыре раза. За ним в боекомплекте появились активно-реактивные и оснащенные донными газогенераторами боеприпасы, с помощью которых дальнобойность самоходки возросла на 20 — 30% Модернизированной машине присвоили индекс 2СЗМ.

В 1987 г. появилась следующая, 2СЗМ1, оборудованная аппаратурой приема, обработки и отражения информации и новыми прицелами СП-538. Расчеты получили и снаряды ОФ-38 «Красно-пол ь», самонаводящиеся на цель на конечном участке траектории и способные поражать объекты. движущиеся со скоростями до 35 км/ч. Внешне «Краснополь» походит на американский управляемый снаряд «Копперхед», но легче его и способен преодолеть большее расстояние — порядка 18 тыс. м. Он содержит боевую часть весом 20,5 кг и предназначается для поражения неприятельской боевой техники с вероятностью 0,9, оснащен устройствами, противодействующими нагрузкам на бортовую аппаратуру при выстреле. В передней части, приблизительно в трети длины, находятся раскрывающиеся в полете крылья, а в задней — стабилизатор.

...Передовой артиллерийский наблюдатель обнаруживает цель, определяет ее координаты и сообщает их на командный пункт полка либо дивизиона или батареи, после чего начинает подсвечивать ее лазерным указателем. После выстрела «Краснополь» выходит на баллистическую траекторию, и когда он достигает предельной высоты, автоматически раскрываются его крылья и стабилизатор и сразу же включается полуактивная головка самонаведения, получающая питание от встроенных источников. Захватив засвеченную цель по отраженному лазерному эхо-сигналу, «Краснополь» самостоятельно подправляет курс и точно выходит на нее.

Осенью и зимой 1999 г. в телерепортажах из Чечни показывали, как артиллерия «федералов» вела прицельный огонь по позициям так называемых бандитских формирований. Среди полевых артсистем нетрудно было узнать и «Акации», которые. кстати, впервые заявили о себе в этом мятежном регионе еще в 1995 г. Но разве могли предположить, даже в страшном сне представить создатели столь выдающейся боевой машины, что она будет применяться на территории их собственной страны? Вот чем обернулся один из сумасбродных лозунгов: мол, берите суверенитета столько, сколько проглотите. ■

Василий МАЛИКОВ, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА — МОЛОД

ЕЖИ 12000

I

37