Техника - молодёжи 2000-07, страница 68а также такие музеи районного масштаба, как музей поэта Н Рубцова и музей «Царева». Возглавляет объединение Юлия Павловна Ерыкапова, неутомимый труженик на ниве развития музейного дела в регионе. ТКАЧЕСТВО — одно из самых необходимых женских рукоделий. По археологическим данным известно, что шерстяные, льняные ткани с простым полотняным переплетением изготовлялись в русских селениях еще в X в. Крестьянское ткачество неразрывно связано с земледелием и земледельческими обрядами. Сложная ткацкая технология сочеталась с вы живается и в форме хвоста — в виде ромба. На одной из вышивок ромбические мотивы на оперении птиц повторяются и в жертвеннике, состоящем из двух ромбов... Впрочем, было известно шитье жемчугом, бисером, соломой. Но, так или иначе, вышитые предметы играли важную роль в народных обрядах ИГРУШКИ. В 1889 г. в Тотьме была открыта Петровская ремесленная школа по игрушечному делу и вещей домашнего обихода. В ней Фрагменты резьбы. «Царские врата», XVII в. имелось шесть мастерских: резная, корзиночная жестяницкая, столярная, токарная, живописно-малярная, и при них отделения: кузнеч-но-слесарное, никелировочное, производство из папье-маше и гипса. Особое внимание в школе уделялось производству игрушек. Характерные свойства этого подметил один из учредителей школы — Н.Т. Токарев: «Пока будут дети, до тех пор будет спрос на игрушки, а потому игрушечное дело, правильно поставленное, всегда будет давать заработок, обеспечивающий быт кустарей». Изделия, выпускаемые учениками, подраз- Тотемские тканые дорожки. XIX XX вв. Деревенская утварь. Игрушки Петровской ремесленной школы соким художественным мастерством. На простом деревянном стане—кроснах—ткали половики, толстое домотканое сукно, нарядную пестрядь, тонкий браный холст. Из льняного холста шили женские, мужские рубахи, порты, сарафаны. И традиции узорного ткачества сохранились. Например, живо в наши дни изготовление половиков. В сельских домах и по сей день не найти им достойной замены. ВЫШИВКА. Большая часть сохранившейся датируется XIX—XX вв. Она сохранила образы глубокой языческой старины. Основным материалом для вышивки был холст, а с XIX в. — и хлопчатобумажная ткань; наиболее распространена была та, где узоры выделаны красной бумагой по белому холсту (красный цвет символизирует мужское начало, белый — женское). В сюжетной вышивке выделяются зооморфные, антропоморфные, геометрические и растительные мотивы. Одним из любимых образов была птица Часто встречаются с длинным туловом, двумя длинными лапами, большой головой и с коротким клювом. Это птица пава. Фантастические узоры оперенья составлены из перекрещенных ромбов, квадратов, кругов — солярных знаков, что просле- * ff W/2 ' lihah / /У/А V * ■* фЩь щ
делялись на игрушки-забавы для раннего возраста, игрушки, воспроизводящие действительную жизнь, для среднего возраста и игры для старшего возраста. Кроме того, в школе делали еще один тип игрушки, который можно отнести к учебным пособиям: это своеобразные иллюстрации к сказкам, басням, выполненные в традиционном русском стиле по собственным рисункам или по рисункам известных художников. Затейливые, оригинальные игрушки получили отклик в 1912 г. в столичном журнале «Нива» Причем автор справедливо отмечал: «То-тьма — ремесленно-игрушечный центр России, русский Нюрнберг». И сравнение было отнюдь не случайно: ведь немецкий город также славился своими игрушками, однако по своей цене они были доступны не каждому В отличие от Тотьмы. ■ Текст сотрудников Тотемского краеведческого музея, фото Виктории КОРОЛЕВОЙ. толодежи |