Техника - молодёжи 2004-05, страница 25

Техника - молодёжи 2004-05, страница 25

ЗАГАДКИ ЗАБЫТЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

О Тибете знают многие, благодаря множеству исследований, книг, журнальных публикаций. О мистическом высокогорном крае, о загадочной незримой Шамбале, о провидцах-махатмах рассказывал и наш журнал. Достаточно подробно описано и тибетское искусство. Но огромный пласт военной культуры и истории Центральной Азии, на многие века «законсервированнный» в Тибете, почти полностью ускользал из поля зрения ориенталистики. А ведь в замках-дзонгах сохранились клинки и доспехи, подобные тем, что брали в походы воины Чингиз-ха-на и Тамерлана. Изучение тибетских реликвий помогает в решении многих проблем оружиеведения. Об этом статья ученого-востоковеда, знаменитого мастера военно-исторической реконструкции.

Во второй половине XIX — начале XX в., когда эпоха географических открытий переживала свой последний подъем, мысли европейской публики все чаще обращались к Тибету. Как и Афганистан, он представлялся ключевым в геополитических построениях колониальных держав. Тибет был почти изолирован от внешнего мира самой природой, в самых высоких горах планеты и самых продуваемых степях и нагорьях. И сами тибетцы не пропускали белолицых чужеземцев.

Путь из Индии был тяжел и опасен, а тибетцы не принимали никого, даже торговцев, подрывая экспансию английского капитала. С северо-вос-тока преградой русским экспедициям были чиновники маньчжурских и китайских «сюзеренов» Тибета, свирепые наездники земель Кам и Ам-до — грабители караванов. Лишь единицы из европейски образованных «туземцев» посетили внутренний Тибет и его столицу Лхаса.

«Внешние» районы Тибета — Ладакх, Сикким, Бутан на юго-западе, Кам и Амдо на северо-востоке, будучи посещаемы путешественниками-европейцами, не вызвали особенного воодушевления. Ни англичанам, ни русским такой Тибет не понравился. Коварные, алчные, упрямые «варвары».

В 1904 г. британский отряд под командованием Ф. Янгхазбэнда с боями прорвался в Лхасу. За несколько лет до него российский ученый бурят Г.Ц. Цибиков под видом паломника посетил внутренний Тибет, долго жил там, подробно изучил и сфотографировал достопримечательности. Оказалось примерно то же, что и во внешнем Тибете: грязь, холод, алчность, суеверия...

В конце 30-х — начале 40-х гг. XX в. Тибет начал приоткрываться Западу. Тем не менее страна не потеряла в глазах европейцев мистический флер. А ведь настоящее тибетское чудо в том, что в его отдельных районах практически полностью сохранились уклад и культура средневекового центрально-азиатского государства. Такими были когда-то Монголия, Тангутская держава, империя чжурчжэней, княжества Восточного Туркестана. В Тибете можно живьем увидеть то, что повсеместно ушло и погибло, здесь всюду быт и искусство средних веков.

В сфере моих интересов, оружие-веда и реконструктора, находится военное прошлое Тибета. Сохранность его реликвий удивительна. До сих пор высятся и несут свою службу крепости-дзонги. В Бутане они до сих пор остаются центрами власти, ремесел и торговли. Их стены и башни вмещают «офисы» наместников и чиновников, склады, монастыри и библиотеки, казармы, лавки и мастерские. Не менее могучими твердынями являются многие монастыри. Если даре резиденции земледельческих кланов вполне готовы выдержи-

Михаил ГОРЕЛИК, кандидат исторических наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2 0 0 4

10