Техника - молодёжи 2004-09, страница 21

Техника - молодёжи 2004-09, страница 21

для таких случаев приготовлена универсальная, все объясняющая, но ничего не значащая формула: это происходит за счет гомеостатиче-ского действия нейрогуморальных механизмов.

Противоречия между гемо-и гидродинамикой фиксируются и в самом сердце. Принято считать, что правое и левое сердце сокращаются синхронно и выталкивают одинаковый объем крови. На самом деле, их ритм и количество выбрасываемой крови не совпадают. В замкнутой сосудистой системе это должно было бы привести к дезорганизации кровообращения, к сердечной недостаточности и тяжелейшим отекам (в том случае, если сердце принимается за обычную помпу), но этого не происходит.

Из физиологии кровообращения следует, что все элементы крови в желудочках равномерно перемешиваются, и давление во всех местах их полостей при изометрическом напряжении должно быть одинаковым. Но одновременное измерение давления и анализ состава крови, взятый в разных местах левого желудочка, дает их достоверное различие. Выходит, что потоки крови из легких, различающиеся по составу клеточных элементов в полостях сердца, не смешиваются, а как-то локализуются и сохраняют свои свойства, несмотря на сокращения миокарда.

Кроме того, в организме постоянно наблюдаются явления регионарного кровотока, которые сами по себе никак не вписываются в действие

законов гидродинамики. Независимо от величины общего давления, объем крови, поступающий в сосуды отдельного органа, может неожиданно возрастать или уменьшаться в десятки раз, в то время как кровоток в соседних сосудах остается неизменным. Так, через одну почечную артерию он увеличивается в 14 раз, а в ту же секунду, в находящейся рядом чревной артерии такого же диаметра, кровоток не меняется. При регистрации его величины в отдельных местах мозга, легких, надпочечников, сердца наблюдается «мозаичная циркуляция», когда на одном из их участков движение крови отсутствует, а в других оно интенсивнее, чем в норме. Острая потеря крови приводит к снижению коронарного крово

тока значительно позже, чем уменьшается сердечный выброс. В этот момент кровоснабжение почек возрастает, а в скелетных мышцах оно вообще прекращается.

Приведенные явления происходят в артериальной системе, но похожее несоответствие наблюдается и в ка

пиллярах. Стенки капилляров лишены мышечных волокон, они не способны самостоятельно сокращаться, к ним не подходят нервные окончания. Казалось бы, они призваны исполнять роль пассивных проводников крови. Но величина кровяного давления в них достаточно неопределенная: она не зависит ни от объема пульсовой волны, ни от давления в артериях, и может быть даже меньше венозного. Законы гидродинамики запрещают капиллярам, находящимся между сообщающимися сосудами (артерии и венулы), вести себя независимо от них. Однако капилляры сердечно-сосудистой системы, не обращая на это внимания, «по своему усмотрению» регулируют величину собственного кровотока и создают для чего-то в его движении непонятный эффект Фареуса — Линдквиста. Он заключается в том, что движение в капиллярах останавливается, когда они заполняются

1. Гидродинамическая модель кровообращения с «прекапиллярным» сопротивлением R в сосудистом ложе пьезометра, иллюстрирующая действие принципа Бернулли

2. Увеличение давления пульсовой волны крови в артериях по ходу их удаления от сердца

только плазмой крови. Но стоит попасть туда эритроцитам, диаметр которых может даже превосходить просвет капилляров, кровоток возобновляется, и чем больше в капиллярах эритроцитов, тем он интенсивнее. Предлагаемые на этот счет гипотезы, что вязкость крови уменьшается пропорционально сужению просвета сосудов, или чем уже сосуды, тем меньше внутреннее трение в целом, — не добавляют ясности картине.

Гидродинамика не объясняет причины спонтанного ускорения кровотока в капиллярах покоящейся мышцы в 5 — 10 раз, вто время как давление крови в подводящих к ним арте-риолахостается стабильным. Подобные странности поведения крови наблюдаются и в венозной системе. Вызывает недоумение само ее движение от низкого давления в сторону более высокого. Этот парадокс известен сотни лет и получил название vis a tegro — движение против тяжести.

У человека в положении стоя на уровне пупка находится индифферентная точка, в которой давление

3. Слева — вид схемы сужения (коарк-тации) аорты, справа — аорта после восстановления

120 115 110

мм.рт.ст.

А

А 1\

105

А

Л л /

100

г л

,1,1,

J Л J \ J V

1 . 1 . 1 . 1 . 1 . 1 , .

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9' 2 0 0 4

19