Техника - молодёжи 2005-09, страница 63

Техника - молодёжи 2005-09, страница 63

Шевели извилиной

ПЬЯНИЦЫ ПЕРСПЕКТИВНЕЕ ТРЕЗВЕННИКОВ

Многие работодатели при найме сотрудников следят за тем, чтобы у поступающих на службу людей не было пристрастия к алкоголю: считается, будто непьющие лучше работают, более обязательны и надежны. Однако социологические исследования, проведенные англичанином Д. Беллом, говорят совершенно об обратном.

Протестировав 17 ООО человек, Белл установил: те из них, кто употребляет спиртное, причем в достаточно больших дозах, зарабатыва

ют в среднем на 17% больше трезвенников и продвигаются почти в два раза быстрее их по служебной лестнице. Даже умеренно пьющие люди и то получают на 5% больше непьющих, удел которых - рядовые должности и умеренные заработки.

Заинтересовавшись этим парадоксом, ученый решил разобраться - в чем же дело? Оказывается, пьющие люди более коммуникабельны, более сообразительны и инициативны, что легко объяснить воздействием умеренных доз алкоголя на человеческий организм. Правда, при устройстве на работу удачливые пьяницы, все без исключения, скрыли от нанимателей свою пагубную страсть.

Белл считает, что ему удалось найти секрет жизненного успеха. Если вы хотите сделать неплохую карьеру, вовсе не обязательно вести здоровый образ жизни, отказывая себе в рюмочке перед обедом и проводя все свободное время в библиотеке и фитнес-клубе. Но непременно нужно делать вид, что вы интеллектуал, трезвенник и спортсмен. Тайно же вам надлежит каждодневно потихоньку прикладываться к бутылке, главное здесь - знать меру, чтобы это не стало для вас проблемой. При таком поведении, уверен ученый, вы непременно добьетесь успеха, если... раньше не сопьетесь.

И еще: не верьте вашим боссам, когда они будут уверять вас, что, дескать, достигли всего в жизни благодаря тому, что вели здоровый образ жизни и работали по 1 5 часов в сутки. На самом деле они сделали свою карьеру так же, как и вы.

Жанна Ярополоаа, биохимик

Однажды

1/Д1/

ФРАНЦУЗСКИЙ ФАРМАЦЕВТ РУССКОГО КАНЦЛЕРА ОБОКРАЛ

Европейский XVIII в. вошел в мировую историю как век астрономии, механики, оптики и химии. Из этих четырех предметов русскому характеру, похоже, более всего импонировала химия. Ею занимались не только по долгу службы академики и служащие берг-коллеги и, но и многие любители, среди которых было немало вельмож и сановников. Самым знатным среди них по праву считается фельдмаршал граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693—1766), выдающийся дипломат, канцлер Российской Империи, определявший ее внешнюю политику на протяжении всего царствования Елиза веты Петровны.

Проведя более двадцати лет на дипломатических постах за рубежом, граф увлекся химией. И где бы он ни служил, первое, что он делал,-устраивал превосходную лабораторию, где лично вел научный поиск лекарственных препаратов. Эта деятельность увенчалась блестящим успехом: в 1725 г. фаф обнаружил, что спиртово-эфирный раствор полуторахлористого железа прекрасно помогает от головной боли. Так была изобретена знаменитая

«тинктура тониценервина Бестужефф», получившая в России название «бестужевских капель» и применявшаяся а медицинской практике почти двести лет.

При первом своем появлении это лекарство произвело такой фурор, что в Париже его продавали по золотому луидору эа полунции (14,2 г).

Неудивительно, что француз - помощник Бестужева не удержался и тайно продал рецепт тинктуры парижскому фармацевту Ламотту, который наладил ее производство, но уже под своим именем. Поняв, что секрет утрачен, Алексей Петрович за четыре года до своей смерти раскрьт состав тинктуры химику Мсщелю и разрешил опубликовать его.

Иначе взглянула на дело императрица Екатерина II, испытавшая на себе целительную силу «бестужевских капель». Уже после смерти

графа она опубликовала в «Санкт-Петербургских ведомостях» указ, утверждавший приоритет Бестужева. Казалось бы, запоздалое, не имеющее значения действие. Но императрица оказалась права..

Исследуя изобретенную им тинктуру, граф заметил, что она более или менее бы ■ стро обесцвечивается под действием света! Так было открыто новое явление — светочувствительность солей железа - первый в истории химии фотохимический процесс. Подтвердив императорским указом первенство Бестужева в создании тинктуры, Екатерина тем самым доказала, что именно он положил начало тем фотохимическим исследованиям, которые через сто с лишним лет привели к созданию современной фотографии!

Иван Прядильщиком, инженер

Досье эрудита

«ЖЕЛЕЗО» И «ЖИЗНЬ» НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОЙ

БУКВЫ

И это не случайно! Если бы на нашей плзнете были все элементы, из которых состоит живая материя, и не было бы железа, жизнь была бы невозможной! Это великое открытие сделали два малоизвестных химика в середине XIX в. Первый из них, француз Фр. Вер-дейль, в 1851 г. доказал, что в хлорофилле, главном веществе растительного мира, без которого невозможен фотосинтез, обязательно должно быть железо. Без него хлорофилл просто не может образоваться. Вторым стал немецкий химик Ф. Гоппе-Зей-лер. 8 1862 г. он установил: в гемоглобине, том веществе крови, без которого живой организм не может усваивать атмосферный кислород. основу тоже составляет железо. Выходит, главные краски жизни — изумрудная зелень растений и алая кровь животных - обязаны своим происхождением именно железу! Исчезни оно - и мир обесцветится и в буквальном, и в переносном смысле, то есть лишится и цветности, и своего главного украшения — жизни!

Константин Смирнов, инженер

Рисунки

Владимира ПЛУЖНИКОВА

[>ЛЦ|ЩД 61