Техника - молодёжи 2006-03, страница 8

Техника - молодёжи 2006-03, страница 8

6 2006 №03 ТМ ЭХО «ТМ»

В03Р0ДИМР0ССИЮ! ЛИБО ПОГРЯЗНЕМ ВНИЩЕТЕ

Артем ТАРАСОВ, экономист, предприниматель, первый легальный миллионер в СССР

Изобретатель в России сродни неуловимому Джо из анекдота: тот ковбой неуловим потому, что никому не нужен.

Годами, а то и десятилетиями создают изобретатели проекты, использование которых может составить славу отечественной науке и технике, поднять российскую экономику и принести несметные прибыли. Однако самое главное открытие, которое ждет едва ли не каждого новатора, состоит в том, что Родина-мать, а точнее — наши правители, в его услугах абсолютно не нуждаются, и поэтому страна, пренебрегающая передовыми научными открытиями и технологиями, катится вниз по наклонной. Как запустить процесс внедрения новшеств и, вместе с ним, инновационную экономику? Вот тот животрепещущий вопрос, поставленный в интервью моего друга и сподвижника Юрия Егорова, опубликованном в «ТМ» № 10 за прошлый год. Тема задела меня за живое, и я хочу поделиться своими соображениями на этот счет.

В свое время аналитики подсчитали, какой потенциал был накоплен наукой и изобретателями в советские времена. Оказалось, что если бы внедрили только изобретения, сделанные у нас до 90-го г., ничего больше не разрабатывая, то наша страна и вообще все человечество могли бы благополучно развиваться еще сто лет. Но в Советском Союзе почти все это оставалось на полках НИИ, КБ и ВНИИГПЭ.

После 1991 -го процентов 50 потенциальных ученых и новаторов уехали за рубеж, и 25 процентов оставшихся, по моим прикидкам, пошли торговать, чтобы выжить, а еще 10 просто бросили занятие наукой, отчаявшись из-за своей невостребованности, а точнее — ненужности. Итого: от прежней науки у нас осталось, дай бог, 15 процентов энтузиастов, способных ее двигать. Тем не менее могу утверждать, что в России еще есть запас интеллектуальной собственности на несколько десятков триллионов долларов!

Два года назад совладелец ЗАО «РЕНОВА» олигарх Виктор Вексельберг предложил мне заняться инновационным бизнесом. Ко мне пошел поток людей. Каждый день предлагали по 20 — 30 изобретений. Пять из них обычно были глупостью, 15 — интересных, а 2 — 3 — гениальных. Ну, в неделю одно гениальное уж точно было.

Например, принесли оптоэлек-тронный транзистор, обеспечивающий уму непостижимое быстродействие компьютера. Это — смерть всей Силиконовой долине, это революция в электронике.

Или: создано устройство, которое сводит почти к нулю сопротивление любому предмету, движущемуся в воздухе или в воде. Оборудованные им подлодка или самолет могут увеличивать скорость в десятки и даже в

сотни раз при двигателе той же мощности. Технология уже прошла испытания в лабораторных условиях.

Те же авторы придумали электростанцию, представляющую собой пластину, которая просто изгибается в течении реки и дает мегаватты электроэнергии. Установите десяток таких пластин — и вы достигнете эффективности Красноярской ГЭС. И не надо было бы строить плотину, затапливая деревни, губя фауну Енисея и окрестностей и тратить миллиарды на создание турбин!

Реализация только этих изобретений способна вернуть России потерянное величие и решить все экономические проблемы.

Проектов подобного уровня мы отобрали порядка 120. Но дело в

«Рынок» (Владислав ЗАНЮКОВ, caricatura.ru)

том, что внедрять их никто в России не собирается. Я предлагал их моему заказчику— ЗАО «РЕНОВА». Пытался дать им понять: вот что нужно России, а не только яйца Фаберже! А уж если покупаете яйца, то при этом дайте денег хотя бы, к примеру, на прибор, позволяющий остановить террористов. Он способен установить степень волнения человека при проходе через контроль, скажем, в аэропорту. Причем реагирует не просто на нервозность, которая может быть связана с чем угодно, скажем, с личной драмой, а только на сиюминутный стресс, возникающий из-за

прохождения процедуры проверки. Не пройдет ни один террорист, везущий взрывчатку, ни один наркокурьер! Прибор дешевый, его можно ставить на таможнях, в кинотеатрах, ресторанах. Довести его до ума стоит всего 200 — 300 тысяч долларов. Наладить выпуск — несколько миллионов. А продать можно на сотни миллиардов! И при этом поднять престиж России: вот как мы боремся с международным терроризмом!

«Нет, — говорит «РЕНОВА», — не интересно».

Хорошо, вот вам другое изобретение: технология, которая позволит удвоить отдачу нефти из скважины. А мне говорят: «Зачем нам это? Мы добываем из скважины 18%, а как только фонтан ослабевает, закупориваем ее и делаем следующую дырку в земле». А то, что будет обводнение, что погибнет эта нефть, что никогда ее больше не достать, — не важно. Посмотрите, что сделали с Самотло-ром?!

Им же на все наплевать: месторож-дений-то — тьма-тьмущая!

Вот так я существовал в инновационной компании «ИТЕРЕН» при «РЕ-НОВЕ» восемь месяцев, после чего они просто прекратили финансирование компании, созданной мной с нуля.

Все это говорит о том, что мы на самом деле еще далеко не в рыночной экономике! И Президенту России В.В. Путину, мне кажется, надо было бы в этом открыто признаться и объявить на всю страну, что нам нужен новаторский подход к этой самой экономике.

Издержки прошлого общественного строя можно преодолеть только принципиальными, иногда приказными мерами. Если вы, скажем, приобрели заводи втечениедвухлетего не запустили, используя прогрессивные технологии, коих — море, то подле

ем* v и

см и-'и'

I MASVI