Техника - молодёжи 2006-08, страница 10

Техника - молодёжи 2006-08, страница 10

8 2006 №08 ТМ

ПАНОРАМА

СТИРАЮЩИЕ БОЛЕЗНЬ

Предъявите документы:

иммунные клетки используют молекулярные идентификационные карты для выявления опухолевых клеток (на фото — красного цвета)

Два способа определения поражённых клеток:

Антитело обнаруживает поверхностный протеин

Поверхностный протеин, характерный для раковой клетки

Раковая клетка

Рецептор Т-клетки распознает раковый пептид, «невидимый» для антител

Отклоняющийся от нормы раковый пептид из внутренности клетки

Поражённым и несущим рак клеткам негде будет скрыться, когда их поиском займётся новый вид лекарственных препаратов. Эти лекарства, главный принцип действия которых — разрушение несущих заболевание клеток, в учёном мире рассматривают как, пожалуй, самый крупный прорыв в медицинской науке с тех времён, когда в 1980-х гг. Ц. Милыитайном были открыты моноклональные антитела.

Моноклональные антитела — это микроорганизмы, которые способны заниматься поиском и разрушением поражённых заболеванием клеток. Ушло около двух десятилетий, прежде чем удалось эти антитела обратить в форму лекарственных средств, действующих наподобие неких волшебных пуль. Новые лекарственные препараты, именуемые рецепторами моноклональных Т-клеток (mTCR), могут работать даже ещё эффективнее, чем сами моноклональные антитела, поскольку они способны определять и разрушать все вредоносные клетки — как сами раковые, так и поражённые этим заболеванием, а не только 10 — 15%, с которыми справлялись антитела. Бент Джейкобсен, старший научный сотрудник британской компании Avidex, расположенной в Абингдоне (Оксфордшир), и его группа занимается разработкой mTCR. Подобными исследованиями занята также американская компания Sunol Molecular, находящаяся в штате Флорида.

Процесс борьбы с недугом происходит следующим образом. Антитела организма и Т-клетки распознают отклоняющиеся от нормы части протеинов, именующиеся антигенами, которые производят больные клетки. Однако распознают они отнюдь не одно и то же. Что касается антител, то они только тогда определяют антигены, когда те являются частью целого протеина, растянувшегося по мембране больной клетки.

Т-клетки, с другой стороны, выявляют части протеинов, именуемые пептидами, которые располагаются на поверхности всех видов клеток в качестве крошечных молекулярных идентификационных карт. Эти пептиды — расщеплённые остатки протеинов из внутренней части клетки. Изучая каждый пептид, Т-клетки способны выяснять, будет ли в наличии тот протеин, от которого рассматриваемый пептид произошёл. В случае если пептид имеет отклонения от нормы или происходит от некого «захватчика», клетка разрушается. Рецепторы Т-клеток (TCR) — своего ро

да молекулярные щипцы, которые используются Т-клетками для того, чтобы брать образцы пептидов.

Компании Avidex и Sunol Molecular открыли новые горизонты, создав искусственные рецепторы Т-клеток, которые могут существовать независимо от самих Т-клеток. Начав работать с Т-клетками человека, исследователи из Avidex получили гены, которые производят рецептор. Затем они переместили эти гены в бактерии, добившись того, чтобы те начали штамповать идентичные копии протеинового рецептора в потенциально неограниченных количествах. Данный процесс копирует тот, что используется для создания моноклональных антител. Именно поэтому рецепторам, производящимся в массовом порядке, было присвоено название «моноклональные TCR».

Но как же отыскать правильный рецептор для клона? Один из подходов к решению проблемы — просеивание Т-клеток, взятых, к примеру, у пациентов с раком груди, для выявления тех, что уже подвергли нападению нездоровые клетки. Гены от подобных Т-клеток затем могут быть извлечены и клонированы. Другой

способ заключается в том, чтобы заставить рецепторные гены мутировать до тех пор, пока не появится mTCR, который будет прикрепляться к определённым клеткам-целям.

Обе компании уже смогли открыть mTCR, которые прикрепляются к раковым клеткам. Avidex начала проводить тестирование своих mTCR с целью посмотреть, насколько долго они способны прожить в организме животных. Чтобы превратиться в необходимые «волшебные пули», mTCR придётся нести на себе груз токсинов или радиоактивных изотопов, как это делают сейчас лекарственные препараты, имеющие в своей основе моноклональные антитела.

Вероятно, уйдёт ещё несколько лет, прежде чем mTCR протестируют на человеке, однако конкурирующие фирмы, которые занимаются продажей моноклональных антител, уже с интересом следят за процессом. Пройдёт ещё приличный срок, прежде чем исследователям удастся разработать mTCR, который был бы способен столь же крепко прикрепляться к своим целям, как это делают антитела.