Техника - молодёжи 2007-03, страница 62

Техника - молодёжи 2007-03, страница 62

Досье эрудита ПРОПАГАНДИСТ ПОНЕВОЛЕ

Член Парижской академии наук, автор блестящих работ по алгебре М. Рол в 1691 г. выступил как непримиримый противник дифференциального исчисления. В своих лекциях

и письмах коллегам он называл его «пределом математической бессмыслицы». Когда же его спрашивали почему, академик отвечал: «Оно вредно науке. И всё!» Не находя союзников своим взглядам, Рол забросил алгебру и при

нялся за яростный разгром нового раздела математики в своих статьях. Результат оказался обратным. Сам того не желая, он стал своего рода пропагандистом дифференциального исчисления. Другие учёные, его современ

ники, бравшиеся проверить «вредную бессмыслицу», быстро убеждались в её огромной пользе и старались затем развить и утвердить на практике первые приёмы дифференциального исчисления.

Дмитрий КОНОРЕВ, инженер

ПРЕДМЕТ СПОРА — КРИСТАЛЛ

С понятием «кристалл» связан научный спор, длившийся примерно 2000 лет. Само слово произошло от древнегреческого «кристап-лос», что обозначает «лёд». Но так же жители античной Эллады называли и прозрачный кварц — горный хрусталь, считавшийся окаменевшим под действием постоянного холода и времени льдом. Точно такое же определение природы кварца давали древние римляне и арабы. Когда в раннем Средне

вековье алхимики, безуспешно пытавшиеся расплавить кварц и другие кристаллы лучами солнца, высказали свое сомнение, то на них обрушились, как это ни странно, тогдашние солидные учё-ные-физики. Они, правда, смогли привести лишь один аргумент — «непогрешимость авторитета древних».

В 1660 г. французский поэт и дипломат М. Лескарбо, большой любитель драгоценных камней, назвал в одной из своих баллад глупо

стью отождествление горного хрусталя со льдом. Но стихи тоже не поколебали устоявшееся мнение. Лишь в конце XVII в. английский физик и химик Р. Бойль положил конец легенде. Он измерил удельные веса льда и кварца и убедительно доказал несостоятельность прежних убеждений. Горный хрусталь он назвал «кристаллическим минералом».

Станислав МОИСЕЕВ, программист

Читая классиков

УБИЙСТВО НА НАУЧНОЙ ОСНОВЕ

Для шекспироведов долгое время оставалось тайной, откуда автор «Гамлета» почерпнул идею убийства датского короля с помощью яда, который ему влили в ухо. До Шекспира в литературе никто не упоминал такой коварный способ.

Только в конце прошлого века английские врачи Д. Отланд и А. Идеи в научном

журнале «Вопросы токсикологии» заявили, что им уда

лось найти ответ на этот вопрос. «Мы установили, — пишут они, — что Шекспир был знаком с последними научными исследованиями в данной области. Действительно, премьера «Гамлета» состоялась в 1601 г., а в 1563 г. вышел труд «Письма об органе слуха» итальянского анатома Бартоломео Евста-хио. Он описал узкий канал, соединяющий среднее ухо с носоглоткой — так называемую «евстахиеву трубу».

Итальянский учёный определил этот орган как весьма чувствительный к любой жидкости, например к спиртовым настоям трав. Английские врачи предполагают, что Шекспир, сделав вывод, что «евстахиева труба» может быть восприимчивой и к ядам, использовал это факт при разработке сцены убийства датского короля.

Константин СМИРНОВ, инженер

живописный

ШЕДЕВР ИЗОБРЕТАТЕЛЯ МОРЗЕ

В марте 1982 г. американские газеты опубликовали g сенсационное сообщение: О «Миллионер Дан Тера выло-^ жил на аукционе 3 250 000 t долларов за картину «Гале-^ рея Лувра». До сих пор это с^ самая крупная сумма, упла-ченная когда-либо за про-а. изведение кисти американ-g ского художника. На боль-^ шом полотне изображён [S Фенимор Купер, осматри-Щ вающий прославленные о произведения Рубенса, Pall. фаэля и Рембрандта.

Однако сенсация была связана не только с миллионами долларов, но и с тем, что автор картины — Сэмуэл Финли Бриз Морзе. Тот самый Морзе, который в 1837 г. изобрёл электромагнитный передающий аппарат, а годом позже — телеграфную азбуку, получившую его имя. В 1832 г. Морзе был признан лучшим художником Америки и избран первым президентом Национальной академии рисунка. Мысль создать телеграф пришла ему в голову, когда он на корабле возвращался на родину из Франции, где как раз и было

создано упомянутое полотно.

Излишне говорить, что картина имеет не только художественную, но и исто

рическую ценность, так как принадлежит кисти человека, открывшего своим изобретением новую эпоху в области связи. К сожалению, с момента покупки её Даном Тера, ни о владельце полотна, ни о нём самом ничего толком неизвестно. Вот уже четверть века «Галерея Лувра» нигде не выставлялась, и когда самую дорогую американскую картину сможет увидеть широкая публика, сказать сл ожно.

Константин ЯРОПОЛОВ, инженер

60 2007 №03 ТМ