Техника - молодёжи 2008-06, страница 65

Техника - молодёжи 2008-06, страница 65

Досье эрудита КАНТЕМИРОВ СЛЕД В РОССИИ

Кем только не довелось побывать в жизни сыну молдавского господаря Дмитрию Кантемиру (1673 -1723). В годы, когда Молдавское и Валашское княжества принадлежали османской империи, 14-летний Дмитрий четыре года ходил в заложниках в Стамбуле. В 1693 г. после смерти отца его самого избрали госпо-дарём, но турки не утвердили этого избрания. И Кантемир надолго обосновался в Стамбуле как частное лицо, погрузившись в изучение истории, географии, философии, музыки. Став госпо-дарём в 1710 г., Дмитрий Кантемир заключил с Петром I тайное соглашение о переходе Молдавии под покровительство России. Увы, после неудачного Прут-ского похода семье Кантемира пришлось искать убежища в России. Вместе с ним переселились и стали русскими подданными четыре тысячи молдаван, среди которых были предки знаменитых русских историков

Бантыш-Каменских, поэта Хераскова, основателя Харьковского университета Василия Каразина. Видную роль в истории русской культуры сыграл и сын Дмитрия, поэт и дипломат Антиох.

Пётр пожаловал Кантемиру княжеский титул и щедро наделил его землями и поместьями в различных российских губерниях. В Петербурге молодой Растрелли построил ему дворец на берегу Невы. В Москве ему пожаловали дом на Никольской улице рядом с Николо-Греческим монастырём, его детей поселили на Покровке, а под Москвой ему даровали роскошное поместье Чёрная Грязь, прежде при

надлежавшее фавориту царевны Софьи Василию Голицыну - ныне всем известное Царицыно.

В мае 1722 г. Дмитрий был включён в состав тайного совета при императоре, затеявшем печально знаменитый Персидский поход: Кантемир должен был составлять манифесты на персидском языке. Но получилось так, что он занемог в самом начале похода. В крайне тяжёлом состоянии его привезли в Астрахань, а когда стало получше, вместе с обозом отправили в Дмитровку, курское имение Кантемира. Здесь Кантемир и скончался в августе 1723 г.

Доставленное в Москву тело было захоронено в родовой усыпальнице Кантемиров в Николо-Греческом монастыре, но уже через каких-нибудь полтора века в обители мало кто помнил о могиле молдавского господаря. «Надписи на чугунных плитах, - писал один москвовед в 1894 году, - недоступны для чтения, так как застланы деревянным помостом». Под этим настилом и обнаружил захоронение молдавского господаря румынский исто-

рик-коммунист Ион Дическу в 1935 г. По его предложению Советское правительство согласилось передать прах Дмитрия Кантемира Румынии. В том же году останки перевезли в Яссы и с почётом погребли в церкви Трёх Святителей.

Лишившись материальных останков Дмитрия Кантемира, Россия, некогда предоставившая ему убежище, сохранила память о нём в своей истории. В русской литературе до сих пор сохранилось имя его сына Антиоха и введённые им в русский язык слова: народ, гражданин, характер, вкус... До сих пор стоит на Воронежской земле некогда принадлежавший Дмитрию город Кантемировка, за освобождение которого в годы Великой Отечественной получил название Кантемировского 4-й гвардейский танковый корпус. В его честь названа Кантемировской станция метро в Москве неподалёку от Царицына, где до сих пор стоит построенная Дмитрием Кантемиром церковь Пресвятой Богородицы Жи-воносный Источник.

Иван Прядильщиков

Неизвестное об известном СЛОВА НЕ НАРОДНЫЕ...

В сороковых годах XIX века в Казань приехала на гастроли некая столичная актриса и захотела в свой бенефис поставить новую, неигранную пьесу. Предложенная переводная пьеса ей понравилась, но немецкую песенку, исполняемую главной героиней, она решила заменить не общеизвестной, а оригинальной русской песней. От старожилов она узнала, что при театре есть юный статист, сочиняющий песни; его представили ей, и она на пальцах объяснила, что нужно. На следующий день он принёс текст, начинающийся словами «Не брани меня, родная». Подобрали музыку, знаменитость спела песню в спектакле, а на следующий день её распевала вся Казань, а потом и вся Россия. Имени автора никто не знал, и слова стали считать народными.

Лишь сорок лет спустя московский бытописатель Иван Белоусов случайно уз

нал, что автор популярной песни Алексей Ермилович Разорёнов (1819 - 1891) торгует в овощной лавке в Палашевском переулке в Москве. Оказалось, что он написал десятки песен, которые нравились и исполнялись соседями и знакомыми, но остались неизвестны

ми, так как Разорёнов не публиковал их. И, возможно, многие его песни до сих пор исполняются как народные.

Белоусову удалось разыскать ещё двух забытых поэ-тов-песенников. Один из них-загадочный Иван Кузьмич Кондратьев (1870 - 1904), блестящий знаток Москвы,

собутыльник опустившихся художника Саврасова и писателя Николая Успенского. Именно он сочинил две популярнейшие, считающиеся народными песни - «По диким степям Забайкалья» и «Очаровательные глазки». Второй - Прохор Григорьевич Горохов, слесарь-водопровод-чик на заводе Зингера, скончавшийся в 1925 г., который сочинил «Бывали дни весёлые, гулял я, молодец» и «Истерзанный, измученный наш брат-мастеровой».

Мало кто знает, что такие известные и любимые песни, как «Вот мчится тройка почтовая», «Не белы снеги» и «Ах, не одна-то во поле дороженька», написаны отнюдь не «народом», а блестящим композитором и поэтом, крепостным крестьянином помещика Юшкова Иваном Рупиным, автором более полусотни песен и романсов.

Песня - не коллективное творчество, у всех песен, именуемых «народными», всегда есть авторы, на время или навсегда забытые.

Письмо в редакцию ОБОЖДИТЕ РАДОВАТЬСЯ!

Когда в середине 1980-х годов после болезненных старцев Брежнева, Андропова и Черненко к власти пришёл молодой и говорливый Горбачёв, всех нас охватил энтузиазм: нако-нец-то мы услышим вразумительные речи и увидим энергичные действия. Из моих знакомых лишь один не разделял общего ликования. Это удивляло меня, и однажды я спросил, почему он так мрачно смотрит в будущее?

— А ты вчитайся внимательно в фамилию нового генсека, — хмуро ответил он. — Ведь это — тайное послание понимающим людям: Смотри, как расшифровывается его фамилия ГОРБАЧЁВ: Граждане, Обождите Радоваться, Брежнева, Андропова, Черненко Ещё Вспомните.

Бенедикт Ервандов Екатеринбург

63