Техника - молодёжи 2008-09, страница 31Нобелевские лауреаты - авторы «ТМ» За 75 лет в «Технике — молодёжи» опубликованы статьи тысяч выдающихся учёных и инженеров, физиков, математиков, биологов, медиков, художников, писателей... Особое место среди авторов занимают 15 Нобелевских лауреатов: Нильс БОР, Луи де БРОЙЛЬ, Отто ГАН, Виталий ГИНЗБУРГ, Поль ДИРАК, Пётр КАПИЦА, Джон КОКРОФТ, Иван ПАВЛОВ, Макс ПЕРУЦ, Александр ПРОХОРОВ, Андрей САХАРОВ, Эмилио СЕГРЕ, Гленн СИБОРГ, Николай СЕМЁНОВ, Игорь ТАММ. Гемоглобин — молекулярное лёгкое ПЕРУЦ (Perutz) Макс Фердинанд (1914-2002), Нобелевская премия 1962 г. j (совместно с Дж. Кендрю). Английский биохимик, исследовал структуру белков модифицированным им методом рентгеноструктурного анализа, построил модель трёхмерной структуры молекулы гемоглобина. ...В 1962 году мы с Хилери Мюрхейд открыли, что молекула гемоглобина, присоединяя и отдавая кислород, меняет свою форму. Все четыре белковые цепочки поворачиваются, и между ними возникают новые мостики. При этом изменяется на несколько градусов и угол наклона пигментного кольца, а цепочки перемещаются относительно друг друга на 2 - 3 ангстрема. Таким образом, гемоглобин не просто вместилище кислорода: он дышит. Но и это новое открытие не ответило на вопрос: как же, в сущности, работает молекула-гигант, состоящая почти из 10 тыс. атомов? Как может получиться, что четыре крошечные кислородные молекулы изменяют форму гиганта из 10 тыс. атомов, наподобие четырех блох, заставляющих слона прыгать? Почему именно присоединение и отдача кислорода меняет форму гемоглобинной молекулы? Ответ стал мне ясен в начале августа 1970 года, когда мы с коллегами окончательно определили атомную структуру обеих форм гемоглобина венозной и артериальной. В первой атом железа окружён пятью, а во второй - шестью атомами. Шестой - это атом кислорода, появление которого сопровождается лёгким сжатием атома железа. В венозной форме он несколько утолщён и не помещается в центре Г® Ш геминового кольца: так пояс брюк не сходится на животе у слишком располневшего человека. Присоединяя к себе кислород атом железа сжимается лишь ненамного - на 13%, как раз настолько, чтобы поместиться в кольце. Перед тем орбиты двух из шести валентных электронов железа были ориентированы в сторону химического соединения и потому сохранили большие расстояния между соседними атомами. После «стыковки» с кислородом картина меняется. «Держатели дистанции» смещаются, и атом железа сжимается. Как толстяк может подтянуть на себе брюки повыше, слегка втянув живот, так и атом железа протискивается в геминовое кольцо. Оно действует как механический захват, его срабатывание и приводит к изменению формы всей молекулы. ТМ № 12, 1973 г. Талант исследователя КАПИЦА Пётр Леонидович (1894-1984) Нобелевская премия 1978 г. Я Ж Атомы железа (показаны шариками), входящие в состав гемов (плоские диски), для работы молекулы гемоглобина важнее всех остальных 10 тыс. атомов, входящих в её состав Российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества. Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы. Разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей, открыл сверхтекучесть жидкого гелия. Академик АН СССР. Смысл науки в отыскании новых природных явлений, в открытии тех законов, которым они подчиняются. Чаще всего это происходит благодаря тому, что находят новые методы исследования. Создание чего-либо ранее не существовавшего мы относим к творческой работе - её признают наиболее законным видом духовной деятельности. Одарённость к творчеству и определяет талантливость человека, будь то учёный, писатель, художник, музыкант, полководец или государственный деятель. Исторический опыт показывает, что число людей, обладающих достаточными творческими способностями, чтобы оказывать заметное влияние на развитие как науки, так и искусства, очень мало. Это видно, например, из отношения числа всех научных работ к числу работ, которые действительно оказали влияние на развитие науки. То же можно сказать и о произведениях живописи. Маркс объяснял исключительно высокую стоимость шедевров тем, что в их цену входят и расходы на большое количество не имеющих художественной ценности картин. Такой же жёсткий отбор достойных произведений происходит и в литературе, и в музыке. Очевидно, для того, чтобы в стране успешно развивались наука и искусство, должно быть много научных работ и произведений искусства: из них отбирается та небольшая часть, что только и движет науку и развивает художественную культуру. Но тому, кому предстоит стать руководителем молодёжи, организатором работы коллектива, кому надо уметь оценивать творческие способности молодёжи, нельзя пренебрегать изучением оригинальных работ. Меня лично знакомство с работами Максвелла, Релея, Кюри, Лебедева научило многому и, кроме того, доставило эстетическое наслаждение. Проявления творческого таланта человека всегда красивы, и ими нельзя не любоваться. Мой жизненный опыт показывает: в оценках творческих качеств молодёжи и проявляется основной талант руководителя. Без него невозможно подобрать сильный коллектив для научной школы. ТМ № 1, 1972 г. 29 |