Дом 2007-06, страница 33Э. Космачев, И. Мазаев Костров СКОЙ НАЛИЧНИК Окончание. Начало в № 4,5-2007 г. Гражданская война, коллективизация, затем Отечественная война — строительство на селе в эти тяжелейшие для страны времена было невелико. Случалось, дома теряли своих исконных хозяев, переходили порой к людям, которым было не до красоты, традиций или гармонии. В годы укрупнения сельских населённых пунктов немало деревень исчезло. Для переселяемых строили стандартные дома, подчас одинаковые. Украшать или подчёркивать индивидуальность таких жилищ стало бессмысленно. В домовой резьбе в это время наблюдается отход от традиций — основные детали наличников уже не соединяют в раму, а крепят непосредственно к оконной коробке или обшивке дома. Элементы резьбы располагают, как правило, на одном уровне, рисунок резьбы упрощается. Практически все элементы резьбы окрашивают, из-за чего теряется ощущение дерева, а украшения становятся похожими на штамповки из пластмассы. Очень тяжелыми были перестроечные и постперестроечные годы. Сельское хозяйство, которым кормилась основная часть населения, разорили — и это при практическом отсутствии промышленности. Тут уж и вовсе стало не до декора. И лишь в последние несколько лет некоторая часть населения стала находить своё место в новой жизни, строить и украшать свои дома. Дом в г. Макарьеве, показанный на фото 1, построен и украшен резьбой в 30-х годах XX века. Кроме карниза здесь украшено всё. Особенно богат декоративными элементами фронтон: двойной ряд причелин со сквозной резьбой, ленточная резьба — по периметру, пропильная — на наличниках фронтона, в том числе на маленьких боковых окнах, а также шесть рядов пропильной резьбы на балконе. Казалось бы, что при таком обилии резьбы дом должен выглядеть игрушкой. Почему же этого не произошло? Во-первых, карниз очень массивен и зрительно придавил нижнюю часть дома. Это впечатление усиливает большой балкон со сплошным ограждением и темная окраска фронтона. Ощущение массивности верхней части дома создают большой уклон крыши карниза и очень широкие причелины, которые сужают свободное поле фронтона. Рит Во круг дома мически не согласован с рисунком первого ряда второй ряд накладной резьбы на причелинах. Его вырезы кажутся совершенно посторонними, чужеродными. А темно окрашенная резьба на балконе издали воспринимается как грязные неровные полосы. Сплошное ограждение балкона закрывает большую часть оконных наличников на фронтоне. Но следует отметить и положительное. Резьба причелин первого ряда не «избита» и по рисунку самобытна. При известной доле фантазии здесь можно увидеть птиц, парящих над волнами. Пропорции окон (фото 2) далеки от золотого сечения. Впечатление придавленности окон усиливает одинаковая окраска рам, вертикальных элементов наличников и крыльев. Зрительно пропорции можно было бы улучшить например, окрасив вертикальные элементы в тёмный цвет и сделав окно из двух вертикальных створок. Плоское очелье наличника при сильно нависающем карнизе выглядит не выигрышно, хотя рисунки резьбы наличника достаточно самобытны и вызывают различные ассоциации. Так, в верхней доске очелья среди как бы случайно расположенных вырезов можно увидеть, например, летучих мышей, парящих над одуванчиками. Но, возможно, автор видел в этом что-то совершенно иное. Те же одуванчики и чело 33 «Дом» 6'07 |