Юный техник 1959-07, страница 79ных искусств, принесшего многим пользу, всем удовольствие», — писал Третьяков в 1860 году. И немного позднее, в письме к Крамскому: -Л «...Я направляю свои силы на один пункт... близкого мне дела. Nk. Если я делаю недостаточно на этом пункте, я готов и еще на- p^V. прячься, а не разбрасываться в разные стороны». I ^^ П. М. Третьяков занимался собирательством более сорока лет. до самой смерти. Он с особым вниманием следил за молодым I поколением художников, не пропускал ни одной ученичесной l®1 выставки, всюду находил свежие таланты. Левитан, Серов, Перов, Репин, Крамской и многие другие русские художники считали за особую честь, если их картины покупал Третьяков. «Вы единственный у нас собиратель, который строго и правильно относится к искусству», — писал Поленов, подчеркивая тем самым государственное значение того, что делал Третьяков. «Я так несказанно счастлив... что последняя моя работа попадает к Вам... Мне до слез было бы больно, если бы она миновала Вашего колоссального собрания...» — это писал Левитан. «Ваша чудесная галерея есть русская, всенародная, государственная... все равно как, например, «собрание сочинений» Пушкина, Льва Толстого, Гоголя...» (В. Стасов). С 1881 года галерея открылась для всех. А в 1892 году Третьяков официально передал ее городу. К концу прошлого столетия в сокровищнице русского искусства насчитывалось более 1 200 картин и более 500 рисунков. Собирательство Третьякова продолжило государство. В наше время в галерее хранится около 6 тысяч живописных полотен, более 3 тысяч произведений древнерусского искусства, около 32 тысяч рисунков и гравюр — всего и не перечислишь. Государственная Третьяковская галерея — вот во что превратилось собирательство страстного любителя искусств П. М. Третьякова. ГРАВЮРА ИА СТЕКЛЕ Гравюра — это интереснейший вид изобразительного искусства. Обычно гравюра режется на линолеуме, дереве, цинке, меди и т. д. Это довольно сложная техника. Однано исключительно тонкие, художественные гравюры можно отпечатать с рисунка, выгравированного на стекле — вернее, выцарапанного в красочном слое, нанесенном на стенло. Делается это так. Берут два стекла. На одном размазывают масляную краску и несколько раз легко ударяют по ней тампоном. Тампон впитывает в себя краску, и тогда новыми легкими ударами ее наносят на другое чистое сухое стекло — клише. На тонком, равномерно нанесенном слое выцарапывают (выгравировывают) рисунок остро заточенными палочками. Когда рисунок выгравирован, приступайте к печатанию. Осторожно наложите бумагу на клише так, чтобы она не сдвинулась и не испортила рисунка. Притрите ее ладонью или карандашом, затем отогните уголок и посмотрите. Если отпечаток получился, отделите осторожно бумагу, чтобы не смазать нлише и оттиск. Помните, что при оттиске на бумаге изображение получается зеркальным. С каждого стекла-клише можно сделать 2 — 3 отпечатка. Окончив работу, обязательно вытрите стекло насухо. Тогда с помощью одного стекла вы сможете сделать множество различных гравюр. Д. СОБОЛЕВ 73 |