Юный техник 1959-07, страница 82

Юный техник 1959-07, страница 82

„СЕГОДНЯ КОНЦЕРТ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Г. Ф. КНОРРЕ"

Басшабашный рев огня. Клокочущая, гудящая симфония пламенной стихии, рвущаяся в опаленные жаром лица. И затихший мгновенным чувством прекрасного зал, где спорят голос и скрипка, связанные прозрачным звучанием рояля. Что общего на первый взгляд в несовместимом?

Человек. Это он боролся, чтобы сжать в узком жерле топки ярость огня, превратив его из «забияки» и «хулигана» в послушного «работягу». Это он же искусно сплел тончайшую ткань мотива, вдохнув в него жизнь слов. Этот человек — Георгий Федорович Кнорре, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор.

Рос мальчик. Отец, крупный инженер-мостостроитель, возводил мосты на рождающихся магистралях. Ажурная паутина ферм связывала нитни стальных дорог на реках Сибири, Центральной России, на Волге, Неве... Отец думал: и сын пойдет, перешагивая «быками» стремительный напор рек, дорогой прокладчика новых путей. Но сына тянуло н матери, отличной певице и музыкантше, с ее волшебным миром звуков и мелодий. Сын мечтал стать писателем или композитором. И, ломая традиции семьи, он пошел учиться в частную консерваторию. Чем звонче и ярче пела в его руках скрипка, тем чаще профессора поговаривали о будущей исполнительской деятельности молодого музыканта. Его тянуло к композиции, творчеству, рождались планы...

Но жизнь складывалась упрямо и трудно. Умер отец, да и сам Георгий Федорович уже имел семью.

Георгий Федорович, бросив консерваторию, кончил Ленинградский технологический институт и остался на кафедре ассистентом.

В детстве техника интересовала, но не увлекала. Со знаниями пришел настоящий интерес, жадность к новому, неисследованному. Загадкой непонятной, но интересной было пламя. Оно давно билось уже в топках котлов, но как протекает процесс горения, что на него влияет, как заставить этого жаркого зверя не метаться беспорядочно в клетке топки, а деловито работать, отдавая максимум своих возможностей?

И Георгий Федорович занялся огнетехникой — изучением огневых топочных процессов. Пришла пора увлечения. Новые знания толкали к новым поискам, а поиски приводили к знаниям. Это стало целью жизни, ее содержанием, вошло в пунктир дней кропотливым трудом, созданием большого коллектива учеников. Это была «война», сопровождающаяся широкой разведкой методами лабораторных исследований, атаками армий вычислений и формул, стратегическими ударами промышленных испытаний. Так родилась отечественная школа огнетехнийи, начав свое победное шествие по странам мира. Капитальные труды Георгия Федоровича по теории горения, по котельным установкам и др. переводились на иностранные языки. Школа Г. Ф. Кнорре не раз выдвигала и внедряла передовые методы организации топочных процессов, а в последнее время — наиболее форсированные методы сжигания, в том числе циклонные топки, сжигающие топливо примерно в 100 раз скорее обычных топочных устройств.

76