Юный техник 1960-09, страница 33

Юный техник 1960-09, страница 33

ратора на вторую пару пластинок электронно-лучевой трубки, на экране появится устойчивая простая фигура (см. вкладку). В этот момент отключается магнитное вращение — шарик будет продолжать вращаться с достигнутой им скоростью по инерции. На экране будет сохраняться устойчивое изображение.

Если мы решили дальше раскручивать шарик, то за увеличением скорости его вращения можно следить по осциллографу, увеличивая частоту подаваемых на него с генератора импульсов и достигая вновь и вновь устойчивого изображения.

В какой-то момент капелька покрытия не выдерживает колоссальных центробежных сил и отрывается от шарика. В цепи фотоэлемента пропадают колебания (ведь шарик теперь будет освещен равномерно), а с ними и вертикальная развертка в лучевой трубке осциллографа (см. вкладку) — на экране будет только горизонтальная черта.

Наша ультрацентрифуга может вращать ротор со скоростью до 6 млн. об, мин (линейная скорость на его «экваторе» в этом случае равна 7 тыс. км/час, то есть скорости пули). При диаметре шарика 10 мм и вращении со скоростью 3 600 тыс. об/мин развиваемая центробежная сила превышает поле земного притяжения более чем в 70 млн. раз!

При таких силах не только отрываются лаковые и всякие прочие пленки от стального шарика, но и начинают рваться молекулярные связи самого покрытия. На нашей ультрацентрифуге можно достигать таких скоростей вращения ротора, которые позволят определять абсолютное сцепление материалов.

Представляя собой прибор, минимальный по размерам и по весу, при чрезвычайной простоте и легкости конструкции, наша ультрацентрифуга УЦ-2 не имеет себе равных среди всех известных до сих пор подобных приборов.

Впервые ученые получат не единичные, сложные, неудобные, дорогостоящие установки, а компактный прибор, доступный для массового производства, что обусловит широкое его внедрение в практику эксперимента во всех отраслях физики и химии (особенно макромолекулярной), в биологии, вирусологии и во многих других отраслях науки. С помощью ультрацентрифуги можно определять молекулярный вес, создавать небывалые концентрации вакцин, разделять изотопы одного и того же вещества и даже выделять нейтроны. На ультрацентрифуге можно изучать влияние максимальных гравитационных полей (которые до сих пор нелегко было создать) на разные структурно неустойчивые элементы. И так далее и так далее...

Разнообразное применение в технике могла бы найти и идея магнитного подвешивания, например в различных физических и измерительных приборах, поразительно повысив их чувствительность из-за устранения влияния трения. На этом принципе можно построить магнитные весы, по своей чувствительности не имеющие себе равных.

Балансирование малых роторов до сих пор остается мировой нерешенной проблемой, но, вероятно, идея магнитного подвешивания поможет, наконец, ее решить.

Думается, что и конструкторы и научные исследователи найдут в нашей ультрацентрифуге немало отправных точек для новых путей в своих творческих исканиях.

VIII