Юный техник 1964-12, страница 31

Юный техник 1964-12, страница 31

А неделю-другую спустя дядя Вася сам предлагает:

— Слышишь, Коль, отгони трактор под навес и заглуши двигатель. Помнишь, как?..

Но самая интересная и загадочная машина — комбайн. Он не только едет. Он, как фокусник, срезает с земли колосья и выдает по желобу чистое зерно. Можно научиться водить его, можно неделями ездить рядом с комбайнером, но все равно не все поймешь. Зерно сыплется в бункер, солома собирается в копнитель, а как это происходит — непонятно. Как раскрыть тайну гиганта?

Для этого, собственно говоря, и решили ребята организовать свой клуб ЮМИР. Как он работает? Я расскажу вам о встрече с одним из юмировцев, и вы все поймете.

...Седьмая бригада. Несколько амбаров и «культбудка». Под навесом — столовая. В стороне стоят сеялки, бороны, несколько запасных жаток. Все комбайны — в поле, «валят» хлеб (сначала его надо скосить — «свалить», а потом подобрать и обмолотить: раздельная уборка).

Но вот где-то затрещал мотор, и на дороге показался комбайн. За ним тянулось облако пыли.

— Это Колька Ефремов, — сказали мне. — Наверное, что-нибудь сломалось.

Комбайн на третьей скорости въехал на площадку. Коля заглушил мотср и спрыгнул на землю. Он сказал что-то слесарю, показывая на транспортерную ленту, и пошел обедать. Слесарь стал разбирать транспортер. Потом пришел Коля, и они вместе натягивали ленту. Я им помогал.

— Ты опять поедешь косить? — спросил я.

— А как же1 Хотите со мной?

— Хочу...

А он уже подошел к трапу, взялся за поручни. Комбайн такой огромный, высокий. Не верится, что этот мальчишка сейчас сядет за руль и поведет машину.

— Ты всегда в бригаду приезжаешь, когда что-то ломается?

— Нет, что вы! Это мне надо было ленту сменить. А так я сам ремонтирую. Думаю, что не хуже слесаря.

Я посмотрел на него недоверчиво, он заметил это и смутился.

— Нет, правда. Не верите? Ну, во-первых, мы целый год изучаем его устройство, как все комбайнеры, даже, по-моему, лучше. У нас в ЮМИРе все плакаты есть. Зимой мы комбайн по схемам разбирали. Как говорится, по косточкам. А потом ходили в РТС и разбирали настоящий.

В общем весной; когда готовили комбайны к работе, главный механик пришел к нам в кружок, говорит: «Пойдемте, ребята, поможете мне подготовить комбайны». Потом он сам удивлялся. Говорил, что мы знаем устройство не хуже комбайнеров. Честно!

Комбайн дошел до полосы, где час назад порвалась лента. Коля свернул на поле, и мы закачались еще сильней. Подъехали к самой полосе. Паренек снизил мотовило и пустил ножи. Сверху видно, как ровными рядами поднимается из земли пшеница, как затем мотовило подгибает ее и быстрые ножи низко и чисто срезают стебли, а на земле остается колючая, как стриженый затылок, стерня. Транспортер подхватывает скошенные стебли и отбрасывает их в сторону. Сзади остаются длинные ряды валков.

А Коля настороженно следит за ходом машины и рассказывает, как они «объезжали» трактор. У них в кружке свой «Владимирец». Разбирали и собирали его по нескольку раз. Но не в этом дело. Ребята хотели так водить его, как, например, велосипед. В общем виртуозно. После уроков уезжали за село и там отрабатывали повороты, развороты, «восьмерки», подъемы, спуски.

А самое интересное — соревнование. «Знаете, так ^объездили» своего «Владимирца», что решили соревноваться».* Нужно было по секундомеру подать трактор назад, прицепить