Юный техник 1964-12, страница 35ОСВЕЩЕНИЕ ПРИ КИНОСЪЕМКЕ Сегодня, друзья, мы поговорим с вами об освещении снимаемого или, как иногда говорят, об «установке света» при киносъемке. —„„ свет — важнейший элемент операторского мастерства. Без правильно выбранного освещения вы не сможете получить нормальной экспозиции, а главное, не сделаете выразительного кадра. Опытный кинооператор хорошо знает, что композиция кинокадра зависит не только от расположения предметов, но и от характера их освещения. Снимая на черно-белую пленку, важно умело управлять светом и тенью: это позволит выявить форму, рисунок, тон и фактуру снимаемого экспоната, придать кинокадру задуманное настроение. ВОТ СХЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ОБЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Так распределяется свет на предметах, имеющих различную форму. Помимо падающего света, здесь видны собственные тени, падающие тени на предметах и блики. Научитесь хорошо определять и оценивать распределение света и тени в пределах видимого кадра и управлять им. Ровное освещение кадра необходимо лишь в тех случаях, когда все предметы, видимые в нем, одинаково важны. Однако часто оператору приходится выделять светом главные объекты в кадре, лица и предметы, на которые постановщик хочет обратить внимание зрителя. Устанавливайте свет так, чтобы создавалось впечатление естественности освещения, соответствующего данной обстановке. Зритель может и не видеть источник света, но этот источник должен подразумеваться. Это может быть свет, падающий из окна, от фонаря, люстры, настольной лампы и т. п. Из множества эффектов освещения научитесь выбирать единственный, нужный для того, чтобы донести до зрителя ваш художественный замысел. Как не вспомнить здесь гениального Рембрандта. Художник часами ходил со свечой в руках вокруг человека, портрет которого хотел создать. Он искал не капризных изменений света, а самое выразительное освещение, единственно возможное для того, чтобы наиболее верно передать характер данного человека, его мысли и чувства. Рембрандт стремился светом написать целую биографию своего героя. Иногда вы можете применить и подвижный источник света, чтобы в нужные моменты осветить лица или предметы, на которые предлагаете зрителю обратить внимание. ИСТОЧНИКАМИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ служат электрические лампы накаливания и легкие переносные осветительные приборы с рефлекторами, какими вы пользуетесь при фотографировании. Чтобы усилить освещенность, лампы можно соединить в группы. Желательно изготовить софиты рассеянного света. Если необходимо получить световые пятна, воспользуйтесь специальными лампами типа ЗН5, ЗН6, ЗН7 и ЗН8. Лампы ЗН5 и ЗН6 рассчитаны на напряжение 127 в и имеют мощность соответственно 300 и 500 вт. И. ПАНФИЛОВ Рис. 0. ДОБРОЛЮБОВОЙ |