Юный техник 1964-12, страница 38ное освещение, когда солнечные лучи и тени наиболее ярко подчеркивают архитектурные формы зданий; или, наоборот, облачная погода — такой рассеянный свет создает наиболее благоприятные условия для съемок портретных кадров. И все же только естественное освещение не всегда удобно. К примеру, вам требуется мягкое полуденное освещение. Но все утро палит солнце, и синоптики обещают дымку лишь к обеду. Ждать? Можно и не ожидать. Снимая на натуре, операторы часто в дополнение к естественному освещению используют еще и искусственные источники света. РАССЕИВАТЕЛИ И ОТРАЖАТЕЛИ — вот ваши простейшие помощники. Как правило, солнечный свет образует на лицах людей глубокие тени, которые подчас мешают отчетливо видеть глаза, не прорабатывается фактура кожи. Воспользуйтесь рассеивателями — сеткой из марли, натянутой на рамы. Тени сразу стали мягкими, и кадры вы получаете не столь контрастными. Подобного же эффекта добиваются, применяя отражате-ли-подсветы. Их просто смастерить: наклейте на листы фанеры станиоль. Чтобы получить рассеянный свет, можно наклеить мятый станиоль. С помощью таких зеркал вы получите менее контрастное освещение. Видели вы, как проводят киносъемку днем «под ночь», получая эффект ночного или вечернего освещения? Обычно делают это в солнечную погоду, но против света, на контражуре. Не забудьте: объектив киносъемочного аппарата можно направлять на солнечный диск только тогда, когда он находится за облаками или частично перекрыт листвой деревьев. Помните и другое: перед объективом должен быть установлен нейтрально серый фильтр с кратностью от 4 до 10. Экспозицию рассчитывайте по максимальным яркостям, бликам солнечного света на предметах, воде. При этом все теневые участки снимаемых предметов, обращенные к объективу, воспроизводятся полусилуэтом. Чтобы сохранить проработку фактуры в сюжетно важных участках снимаемого объекта, можно использовать отражательную или электрическую подсветку. А 7 |