Юный техник 1970-05, страница 26

Юный техник 1970-05, страница 26

ЛОВУШКА

для

СОЛНЦА

Каждого, кто рискнет нырнуть в «хладные глубины» северного озера Каль-дин, ожидает сюрприз: вода в нем чем глубже, тем теплее. Кальдин не одиноко — в Венгрии есть озера, где вода у дна имеет температуру +70°. А ведь на дне этих озер нет никаких горячих источников. Вы спросите: откуда же такая температура? От солнца!

Читатель, возможно, здесь остановится и скажет: «Но ведь я точно знаю, что вода в солнечный день нагревается всегда сверху, а не снизу. И к чему бы ей потом опускаться вниз — ведь теплая вода легче холодной!»

Все это так. Но озера, о которых идет речь, похожи на слоеный пирог. Например, верхний слой озера Кальдин пресный. Под ним вода посолоней. Еще ниже — слой воды, похожей на морскую, затем еще более соленой, и, наконец, внизу — самая соленая вода.

Замешивался такой «пирог» постепенно. Когда вода в жаркие дни испарялась, концентрация соли, принесенной ручьями в верхний слой, увеличивалась, вода становилась насыщенным раствором. А при похолодании раствор перенасыщался и соль осаждалась вниз. Верхний же слой разбавлялся талой водой и выпадающими осадками.

Когда солнечные лучи, пронизывая «пирог», добираются до дна (конечно, потеряв часть тепловой энергии «по дороге»), то они оказываются в самой настоящей ловушке: сверху — теплоизолирующий слой более пресной воды, снизу — дно. Поэтому-то и нагревается так сильно придонный слой, который находится как бы в теплице. Причем нагревшаяся вода кверху подняться не может: удельный вес ее гораздо больше, чем пресной холодной.

...Пришло время, и озерами-ловушками заинтересовались ученые. Они назвали их более научно — природными аккумуляторами солнечной энергии — и стали подумывать о создании таких же аккумуляторов искусственных.

На пригорке, под лучами неяркого зимнего солнца, уставившись в небо, тихо дремали солнечные концентраторы. Я бродил между ними, смотрелся в их зеркальные поверхности, потом заглянул под брезент, откуда змеились десятки разноцветных проводов. Они тянулись от приборов к небольшому бетонному бассейну с водой, затянутому по краям хрупким ледком... Это было «хозяйство» отдела гелиофизики Физико-технического института Академии наук Узбекской ССР — своего рода озеро Кальдин в миниатюре.

Мне вспомнились слова заведующего отделом члена-корреспондента АН УзССР Г. Я. Умарова, который рассказывал о последних научных работах в области гелиотехники: «У нас в Средней Азии в году примерно 250 солнечных дней. И ученые разработали не один способ использования солнечной энергии, в частности вот такие концентраторы. Но вы ведь знаете, какая сложная и дорогая

24