Юный техник 1970-06, страница 49

Юный техник 1970-06, страница 49

Теперь он под командой семиклассника Бориса Лернера. Поворот, «Мистраль» скрывается в туннеле. Совершив большой круг, он опускается на более низкий уровень. Позади полустанок «Бор». Наиль Вильданов теперь следит за экспрессом. Поезд скрывается в туннеле, прорытом в подошве большой горы, и выходит на главную, наиболее оживленную магистраль. Здесь он в ведений главного диспетчера — девятиклассника Саши Поварова, который благополучно проводит его до станции следования. «Серебристый мистраль» потихоньку подходит к перрону, от которого отошел несколько минут назад.

Вот почему без конца могут сидеть у своих пультов ребята: на их железной дороге, как и на настоящей, нет повторений, ситуация быстро меняется, все разнообразно. «Четвертый направляется к тебе», — говорит Саша Поваров по телефону. Это значит, что пассажирский поезд № 4 скоро войдет во «владения» соседнего диспетчера. «Четвертый принял», — отвечает Игорь Климов. (Пассажирским составам присвоены номера от 1 до 10, грузовым — от 100 до 110.) Диспетчеры облегченно вздыхают, передавая своих подопечных соседям, и вновь становятся озабоченными, когда к ним приходит следующий состав. Мне кажется, что к концу занятий, словно к концу работы, они чувствуют усталость. В их ушах только что стоял грохот от пролетающих поездов, им мигали лампочки пульта, предупреждая об опасности, соседи иногда поругивали за нерасторопность.

Бывают, конечно, и аварии. Хоть и всерьез игра, но все же игра. Не удер-

учебники, и, что самое главное, значительно раздвигает границы школьных знаний. Марки — это энциклопедия цивилизации! История, география, наука, техника, искусство, да и все области культуры. А как красивы многие из марок! Это же картины в миниатюре!

Не надо только путать хобби со своим главным делом. Марками я занимаюсь урывками, в виде отдыха, в свободное время. Переключение внимания, вернее перенесение центра внимания на другой объект, дает возможность мне вернуться к работе уже со свежей головой, а иногда и с новыми интересными мыслями. Хотя, казалось бы, занимался я только марками, отдыхал!

Я начал собирать марки очень давно, еще в гимназии. Тогда это было значительно труднее: филателия не пользовалась таким распространением. Потом напряженные занятия в университете, гражданская

жится кто-нибудь и разгонит поезд так, что и автоблокировка не помогает.

Борис Григорьевич особо выделяет железнодорожный моделизм:

— Для модели судна нужен бассейн, для самолета — поле, а нам — только комната. Это раз. Кроме того, самолет — в небе, судно — в реке или озере, а железная дорога идет по матушке земле. Значит, нужно и ее смоделировать. Как растет береза? Пойди посмотри. Как выглядит луг, поле — вообще русский пейзаж? Строим депо — познакомься с его архитектурой, с его оборудованием. Мост перекинуть с берега на берег — целая наука.

В лаборатории много книг по железнодорожному делу. Ведь известно, что в Этой области насчитывается, наверное, не меньше десяти специальностей. Ребятам надо освоить все, в известных пределах, конечно. Помощь им оказывают маститые инженеры, ученые. Электротехник К. Прохазка, профессор В. А. Раков, например, постоянные консультанты лаборатории. Он один из тех, кто занят проектом скоростного пассажирского поезда. Между Москвой и Ленинградом этот поезд будет двигаться со скоростью 200 км/час.

— Вы, Борис Григорьевич, уж наверняка железнодорожник?

— Нет, я бывший кинооператор Мосфильма. Железнодорожный моделизм — только увлечение.

— А для ваших ребят?

— Для большинства тоже увлечение, но старшеклассники время от времени спрашивают меня об Институте железнодорожного транспорта.

В. ДРУЯН0В

война, мне приходилось очень много и тяжело работать (я содержал всю семью) — марки были надолго забыты. Вернулся к ним я лет двадцать пять назад. Сейчас у меня времени, правда, еще меньше, чем когда-то, но два-три часа в неделю я обязательно отдаю маркам. Филателия требует много внимания и терпения.

Собирать марки я настоятельно советую! И школьнику, который успешно учится (это самое главное) и увлекается техникой и филателией, я с удовольствием по рекомендации журнала «Юный техник» вручу сто разных ярких марок дубликатов своей коллекции представляющих страны всего мира».

Коллекция академика Ребиндера обширна: в ней около 70 тысяч марок. Но, как говорит Петр Александрович, «она далеко не полная. Да полной коллекции и быть не может — я собираю весь мир!».

47