Юный техник 1976-08, страница 39мастерил подсвечники. Неутомимо выжигал по дереву, полировал мебель специальными смесями, секреты которых он знал и хранил. Четыре года Гюго трудился как заправский художник-оформи-тель. «Я и не знал прежде, — шутил он, — в чем мое призвание. Оказывается, я рожден стать декоратором». Каждое утро Гюго по узкой лестнице, которая из библиотеки ведет наверх, поднимается в стеклянный шар — террасу, построенную по его проекту. Здесь он работает, стоя за пюпитром из черного дерева. Сейчас он заканчивает десятую часть «Отверженных». То, о чем рассказывается в ней и о чем пойдет речь в следующих, он видел сам. Все было точно так на самом деле — сначала летом в 1830-м, потом — в 1832 году, только имена героев (пришлось заменить, ибо история повествует, а не выдает. Время от времени Гюго отрывает перо от бумаги и задумчиво смотрит в море. Тридцать лет прошло, как он задумал свою книгу. В ней — отражение всей его жизни, его борьбы в защиту народа. Перед мысленным взором Гюго проносится минувшее, лица Вверху: «Маяк в Эддистоне». Внизу: «Гаврош в 11 лет». Слева: Терраса, построенная по проекту В. Гюго. друзей и врагов. Улицы восставшего Парижа, баррикады, свист пуль и грохот канонады. Сквозь ружейную пальбу он слышит веселый голосок. Это поет его Гаврош. В руках у него старый пистолет, реквизированный у торговки хламом. Но он мечтает о большом, настоящем ружье, таком, какое было у него в 1830-м, в июльские дни. Гаврош — ветеран народной борьбы, ему не впервой воевать. И он получит свое ружье, чтобы драться наравне со взрослыми... Вначале эпизод с Гаврошем занимал в рукописи романа всего две страницы. Но постепенно образ маленького революционера станет одним из основных в книге. Парижский люд, обитатели трущоб, бойцы баррикад — о них 35
|