Юный техник 1977-11, страница 26

Юный техник 1977-11, страница 26

ИНФОРМАЦИЯ

ВОДА КОМАНДУЕТ: «ВЫДОХ!» Рудничный газ — непременный спутник угольных залежей. Пласт угля цепко держит его в лабиринтах своих микротрещин и пор. Но держит лишь до тех пор, пока инструмент шахтера не вонзится в уголь, не начнет крушить его на куски. Тогда газ этот, содержащий большой процент метана, выходит в штрек. Смешиваясь с воздухом, он образует смесь, которая способна взорваться от малейшей искры. Как укротить газ?

До недавнего времени эту задачу решали при помощи вентиляторов.

Однако при работе новых высокопроизводительных комбайнов выделяется столько газа, что для проветривания забоя теперь нужен настоящий ураган.

Выход из положения нашли специалисты Московского горного института. Мирный исход конфликта решила вода.

Было решено после детальной разведки глубины и формы залегания угольных пластов в недрах закачивать в пласт воду Она, проникая в трещины и поры под большим давлением, расширяет их. Чтобы трещины не закрылись, когда воду впоследствии откачают, в нее добавляют песок пластмассовые и алюминиевые шарики. Вслед за водой по проторенной дорожке раскрывшихся трещин на поверхность поднимается и газ. Угольный пласт делает «выдох»!

Такой «выдох месторождения длится иногда многие месяцы. Газ — спутник угля, доставлявший раньше столько досадных помех,- теперь превращается в свет, тепло.

производительность труда, а через месяц люди полностью перестроились на новый лад, даже не заметив этого.

Организм можно настроить и на сутки иной длительности, чем земные. Особую важность про--блема такого переучивания приобретает в связи с межпланетными полетами. Ведь даже к ближайшим планетам солнечной системы — Венере и Марсу — полет очень долог, а понятие суток в космосе весьма относительно. Какого режима придерживаться космонавтам? Земного? Пожалуй, такой режим в данных условиях не самый лучший. Во время полета к планете работы у экипажа будет немного, не более че

тырех часов в сутки. Зато в конце пути на орбите Марса или на его поверхности работы окажется невпроворот. Перегрузки же, как и недогрузки, тоже могут привести к расстройству ритма сна и бодрствования, то есть к де-синхронозу. Чтобы избежать этого, советский биолог С. И. Степанова предлагает менять продолжительность суток на корабле в зависимости от их «информационно-энергетической стоимости». Когда у космонавтов много работы, им нужно делать сутки покороче, чтобы они чаще отдыхали. Если же работы мало — продолжительность суток можно и увеличить.

С. ЗИГУНЕНКО

24