Юный техник 1984-05, страница 33

Юный техник 1984-05, страница 33

исследований. Ученому надо иметь мужество менять направление своих работ. Поэтому мне, наверное, и повезло так с изобретениями. Это метод работы.

— Но к такому методу можно прийти, наверное, лишь выполняя всю жизнь принцип непрерывного учения?

— Да. Учиться не грешно и в семьдесят семь лет. И это касается не только новых знаний, которые дают выдающиеся умы. Я старался понять биографии, жизненные позиции Эйнштейна, Планка, а позднее советских физиков Иоффе, Курчатова. Они помогли прийти к выводу о том, что ученый должен иметь мужество браться за самые сложные проблемы своего времени, что обязан выработать гражданскую позицию.

И Манфред фон Арденне вернулся снова к 1940 году. Шла вторая мировая война. Фашистская Германия оккупировала Польшу, напала на Францию. А стен лаборатории в берлинском предместье Лихтер-фельде, где работал фон Арденне, казалось, не задевают грозные события, происходящие в мире. Ученый занят новым циклом исследований: его увлекли проблемы разделения изотопов радиоактивных элементов, использования метода меченых атомов в исследованиях.

— В феврале 1940 года лабораторию посетил Макс Планк, 82-летний старик... Его взгляд просветлел, когда он увидел увеличенное во сто тысяч крат воспроизведение химической молекулы. Потом я предложил довезти его до дома. В машине

мы были одни, никаких «лишних ушей». Короткая поездка имела огромное значение для всей моей последующей жизни. У Планка в руках была газета. Там сообщалось о налетах воздушной армады Геринга на Англию. Я спросил: «Что будет дальше?» Макс Планк ответил: «Трезво мыслящие ученые не должны обманываться теперешними военными успехами. Нам придется разоуаро-вываться — и чем дальше, тем больше». Тогда я задал еще один вопрос: «Вы слышали об открытии Отто Ганом деления ядер урана под действием нейтронов? Какие могут быть у этого последствия?» — «Последствия трудно себе представить.— У Планка выражение лица стало замкнутым, как бы сам себе он сказал: — Если эта сила попадет не в те руки...» И замолк. Я немного подождал, а потом сказал: «Это неисчерпаемый природный источник энергии».— «Да,— заметил Планк,— и мы, ученые, должны поставить его на службу человечеству.— Снова помолчал и потом произнес фразу, которую я никогда не забудут— Но все может произойти иначе».

Мне было тогда всего 33 года — Планк на полвека старше! Он понимал, что такое «третий рейх», лучше меня. И именно Макс Планк помог мне понять еще в 1940 году, что Гитлер ведет безнадежную войну, которая приведет Германию к катастрофе. И заставил задуматься о своей гражданской позиции.

...В мае 45-го, в разрушенном, поверженном Берлине, через несколько дней после победы над фашистской Германией, ла

31