Юный техник 1991-01, страница 86

Юный техник 1991-01, страница 86

ДАВНЫМ-ДАВНО...

Химия стала наукой современной лишь во второй половине XVIII века, отказавшись наконец от идеи флогистона — вещества сродни философскому камню, будто бы ответственному за процессы горения. Сомнения в его существовании высказывались и ранее, например М. В. Ломоносовым. Но голос русского ученого не был услышан. Требовался авторитет, более известный Европе. Сыграть эту роль и выпало французскому химику Антуану Лввуазье, привнесшему в науку не только новые взгляды, но и новые методы исследования, опиравшиеся на количественные показатели и точные измерительные инструменты.

Классический опыт Лавуазье вошел ныне в учебники. Строго отмеренное количество ртути ученый поместил в реторту, изогнутая шейка которой сообщается с опрокинутым колоколом. Был измерен объем воздуха — в реторте и в колоколе, определен вес аппарата. 12 дней нагревалась ртуть на огне, пока не вскипела, покрывшись красными чешуйками. Опыт был прекращен. Аппарат после охлаждения взвешен. Оказалось, что общая его масса ни

сколько не изменилась, а вес воздуха уменьшился ровно на столько, на сколько увеличился вес ртути, образовавшей окись. Было очевидным, что никакого флогистона, кроме прореагировавших веществ, в природе не существует.

Однвко предрвссудки живучи. Результаты опыта поставили под сомнение, объясняя... влиянием открытого пламени. Вот тогда Лавуазье и предпринял свой уникальный эксперимент, построив прибор, невиданный по тем временам. Гиг iht-ские линзы, установленные на специальной раме, фокусировали столь мощный пучок солнечных лучей, что позволяли обойтись без «земного» огня. Так сторонники флогистона лишились последнего аргумента.

Предыдущая страница

Близкие к этой страницы