Юный техник 1991-08, страница 27сознание человека, тем больше превращаем его в животного или даже в мертвеца. Значит, в более высших уровнях нашего сознания и содержится суть человеческого в нас. Не зря, думается, и Вернадский, и Циолковский предсказывали существование ноосферы, где, но их мнению, пересекаются высшие уровни людей. Они считали, что после телесной смерти человека, а значит, и его низших — физического и интеллектуального — уровней продолжает жить высший ■— «духовный». Значит, чем сильнее развита духовность, тем больше у человека шансов сохранить свое «я». Не здесь ли ответ на вопрос о том, как не потерять себя в жизни. устоять перед угрозами, наглостью, мракобесием; как не поддаться лжи, клевете, натиску масс-культуры, не стать подопытным в беснующейся митинговой толпе и выйти невредимым из различных темных экспериментов?.. Сегодня — тем более — этот 24 вопрос праздным ие назовешь. Ведь чтобы стать подопытным, вовсе не обязательно попадать на Гаити или в «лапы» ЦРУ. Мне приходилось беседовать с одним инженером-изобретателем, который считает, что при сегодняшнем уровне науки и техники вполне может стать реальностью и воздействующий на разум прибор, подобный описанному в романе фантаста А. Беляева. Государство может как-то защитить человека от физического насилия, в состоянии оградить наши мозги от «засорения», но никогда не сможет защитить нас от бездуховности. Это пда силу только самому человеку. Ведь если не направить свои усилия на работу над собственной личностью, то это сделают за нас другие — и необязательно с лучшим для нас результатом... А. КАЗАКОВ Рисунки Ю. САРАФАНОВА f- |