Юный техник 1999-09, страница 93

Юный техник 1999-09, страница 93

аЮТОМАГГЕРСКАЯ

не двоилось, имело четкии силуэт. Кроме того, сам источник не должен просвечивать. А чтобы картинка получалась вполне контрастной, желательно отгородить светонепроницаемой ширмой пространство по сбе стороны экрана.

Другой прием — непосредственная съемка профиля на темном, не отражающем свет фоне, при освещении модели яркой фотовспышкой, в которой рельеф лица практически теряется. Хорошим фоном может послужить черный бархат. Однако достать его трудьо. Проще воспользоваться темнотой ночи, нужно только, чтобы в пределах досягаемости фотовспышки не было стволов деревьев, светлых стен. Снимать лу^ше в теплую сухую погоду, когда воздух не насыщен водяными парами, дающими рассеяние света (рис. ?).

Воспользовавшись приемом «театоа теней», с пленочного негатива при печати получают сразу то, к чему стремились. Съемка же вторым способов требует дополнительных операций: либо пленку обрабатывают с обращением, а потом печатают на нормальной фотобумаге, либо с пленочного негатива делают первичный отпечаток и затем переснимают его на негативную пленку. Или, наконец, контактным путем переводят негатив в позитив на пленке типа МЗ-ЗЛ (позитивной) и печатают силуэтный портрет с нее.

Заметим, что технология с пооме-жуточным отпечатком на фотобумаге хороша тем, что позволяет устранить

с силуэта излишние детали, отбелив их ваткой, смоченной йодной настойкой. Остающиеся при этом желто-бу-рые пятна удаляют, поместив отпечаток в кювету с фиксажем, после чего отпечаток промывают до получаса в проточной воде и сушат.

Возможен и третий, гибридный, прием получения фотосилу эта. Берется обычная, выполненная раьее фо-тогоафия, снятая в профиль. Йодной настойкой, как сказано выше, отбеливается ьсе поле внутри силуэта, а окружающее его пространство покрывается черной тушью. Далее сняты г с картинки негатив обрабатывают с обращением либо применяют повторную печать.

Использование цветных фотоматериалов позволяет расширить изобразительные возможности. Здесь несложно получить практически черный силуэт на цветном светлом фоне или монохромный на черном фоне. Это достигается применением i четных светофильтров на осветительных приборах.

В последнем случае убрать детали лица с цветного изображения вытравливанием не удастся, но появляется возможность придать определенную трактовку образу, «настроение» снимку, если во время съемки воспользоваться пеоедне-боковым, передне-верхним освещением вспышкой: подчеркивая тени, обостряя черты лица на силуэтном портрете, можно придать ему, например, «демонический» оттенок.

Ю. ГЕОРГИЕВ

73