Юный техник 2000-03, страница 85Многие современные дома похожи на огромные кристаллы горного хрусталя. В основе их пгючный железобетонный каркас, несущий «начинку» дома — лесгни-цы, перегородки, междуэтажные перекрытия, От внешнего же мира их отгораживают стены с огромными окнами. Со стороны кажется, что дом сплошь состоит из пекла. Первым сооружением подобного типа был павильон на Всемирной выставке 1852 года в Лондоне (рис. 1). Автор проекта архитектор Пакстон занимался строительством оранжерей, оттого и дом получился на них похожим (рис. 2). Павильон сразу же понравился всем. Здесь было много воздуха и света. Под огромным прозрачным куполом росли высокие деревья. Посети гели называли его «хрустальным дворцом». Так Паке гон опередил время. Лишь в двадцатом столетии подобный стиль, названный «архитектурой свободы», распространился в США и Европе. В это время появляется проект другого, полностью стеклянного, дома (рис. 3). В нем все должяо было бы быть из стекла. Наши привычные представления об этом материале — непрочном и хрупком — основаны на том, что в быту мы встречаемся с самыми дешевыми его сортами. Между тем уже тогда умели делать стекло, впятеро превышающее по прочности бетон, вдвое — чугун. Несущие элементы и стены такого дома предполагаюсь сделать из пустотелых стеклянных блоков и кирпичей. Они прекрасно пропускают свет и отлично держат тепло. Б сильный мороз стеклянные полы, покрытые слоем алюминия, согревает пропускаемый по ним электрический ток. Такой дом не боится огня. Даже мебель в нем могла бы быть стеклянной. Энтузиасты этого материала в те годы не исключали, что и ткань для одежды удастся делать из стекла. Во многом они были правы. Однако производство стекла и лмЫ jx изделий из него процесс дороюй, требующий высочайшей культуры труда. Потому и дом остался только на бумаге. Впрочем, дороговизна — категория отнюдь не вечная. Ведь в свою пору не каждый Цезарь мог позволить себе иметь графин, подобный тому, что стоит у нас на столе. давным-давно Рмс.1 / Рис.2 |