Юный техник 2001-08, страница 76

Юный техник 2001-08, страница 76

принципа наложения сигналов можно немного доработать усилитель распространенного электрофс-на «Аккорд» (рис. 3).

Помимо штатного пьезоэлектрического звукоснимателя В1 со своим регулятором уровня, к входному каскаду на транзисторе VT1 присоединен сигнальный вывод электретного микрофона марки МКЭ-3. Последовательно с ним включен резистор R1, препятствующий шунтированию высокоомных входных цепей электрофона. Питание микрофона напряжением 3... 6 В берется от цепи питания входного каскада усилителя. Соотношение входных сигналов регулируется переменным резистором на выходе звукоснимателя, а уровень смешанного сигнала — регулятором громкости усилителя электрофона. Все упомянутые самоделки некритичны к выбору типов радиоэлементов, поэтому останавливаться на вопросе комплектации не стоит.

К установке уровней сигналов голоса самодеятельно

II

го певца и записи следует подх одить творчески. Самый про г гой способ — петь соло под «чистую» инструментальную запись; если же используется запись певца с оркестром, следует сопоставить ваши вокальные диапазоны. Так, при известном сходстве голосов, некоторое превышение вашего сигнала (с микрофена) практически вытеснит звучание голоса в записи, и слушатели воспримут это как ваше сольное исполнение. Если же голоса разнохарактерны — например, один низкий мужской, второй высокий женский — лучше установить приме рно одинако вые уровни; так можно имитировать дуэт, скажем, с популярной рок-звездой.

Поскольку заниматься оегулировкон уровней ♦складываемых» сигналов исполнителю у микрофона несподручно, лучше пригласить помощника. Ему, отстраненно воспринимающему звучание, проще обеспечить рациональную дозировку сигналов для получения наиболее выразительного результата.