Юный техник 2007-03, страница 46

Юный техник 2007-03, страница 46

В системах охранной сигнализации широко применялись тогда звуковые реле, состоящие из микрофона и усилителя. При малейшем звуке усилитель включал реле, и звучал тревожный сигнал. А нельзя ли звуковые реле применить для управления?

В 30-е годы прошлого века один музыкант предложил поставить в цехе завода рояль, а каждый станок снабдить акустическим реле, настроенным на звук той или иной клавиши. Изобретатель полагал, что, играя на рояле, мастер сможет управлять работой всех станков цеха, а звуки клавиш сольются в прекрасную симфонию. Беда была в том, что он до этого никогда не был в цехе и не представлял, какой там царит шум...

И все же идея управления звуком не умерла. Конструкторы решили использовать для управления телевизором ультразвук. Ультразвуковой пульт дистанционного управления был чисто механическим, без намека на электронику. В корпусе пульта стояли четыре независимых камертона. Каждый из них имел свой ударник, механически связанный со своей кнопкой. Нажимая на кнопку, человек взводил ударник, и тот бил по камертону, создавая мощный импульс ультразвука. Импульс этот улавливал микрофон, а электронная схема в телевизоре реагировала на четыре команды: включение-выклю-чение, прокрутка каналов вперед-назад, выключение звука. (Сходство с идеей музыкального управления цехом здесь очевидно.)

Интересным было побочное воздействие этого пульта. Там, где постоянно его применяли, беспокойно вели себя кошки и совершенно исчезали мыши и крысы: ультразвук не слышен человеку, но животных он очень раздражает.

Пульты с камертонами оказались очень уязвимы к механическим воздействиям. Достаточно было несколько раз уронить пульт, чтобы камертоны расстроились и пульт вышел из строя.

Но уже появились транзисторы, и их тоже применили для получения ультразвука. Годом спустя телевизоры той же модели стали комплектовать пультом с электронным генератором ультразвука. Его излучал небольшой динамик, работавший от электронного генератора.

44