Сделай Сам (Знание) 1990-03, страница 26

Сделай Сам (Знание) 1990-03, страница 26

то оттискиваешь ее, накатываешь краску валиком, накладываешь бумагу и притираешь косточкой бумагу к доске. Таким образом получается оттиск...

Посмотрите на портрет В. А. Фаворского (рис. 19). Мы не случайно воспроизвели его здесь. Фаворский изображен за работой. Выполнил эту линогравюру ученик Фаворского — график И. А. Голицын.

ЭТО ТОЖЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

Конечно, сразу работать в технике ксилографии будет трудно. Это искусство требует специальной подготовки. Поэтому порекомендуем еще один способ высокой печати — печать с аппликации на картоне. Этот способ с успехом применяют и в занятиях с детьми.

На картон наклеиваются вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, человеческие фигурки и т. д. Операции нанесения краски и печатания такие же, как в линогравюре. Да и от-

Печать с аппликации на картоне

печаток получается чем-то похожий на линогравюру или даже ксилографию. Силуэты выходят черными, а вокруг них, как сияние, белый ореол. Фон в зависимости от шероховатости картона — где-то темнее, где-то светлее (рис. 20).

С ПОМОЩЬЮ КЛИШЕ

Для удобства работы.не так уж сложно изготовить крупную печать — клише. В качестве исхЬдного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку. Одну из сторон бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон — узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а например, из веревки. Накатываем краску и штампуем рисунки на бумаге или ткани. Всем — и взрослым и детям — надеемся, понравится этот прием. Вспомните детские «печатки», игру «прижми и отпечатай».

При помощи печати-клише легко украсить косынку, носовой платок, продлить жизнь видавшей виды майке. Сюжетов множество: изображения цветов, листьев, птиц, животных, человеческих фигурок, ваши инициалы, соединенные в изящную монограмму. Несложно выполнить в этой технике небольшой коврик, салфетку, отпечатав узор на куске мешковины' или на любой плотной ткани.

Помните только, что при первой же стирке краска, скорее всего, поблекнет или в'ообще смоется — придется тогда «печатать» заново.

Этот прием печатания узора на ткани имеет много общего с издавна применяемым видом декоративно-прикладного искусства — набойкой. При помощи рельефных форм (резных деревянных досок или медных пластин) на ткань вручную наносился (набивался) цветной узор. Ткань с таким узором так и называлась «набойкой». Работая, мастер накладывал на ткань покрытую краской доску и ударял по ней специальным молотком.