Сделай Сам (Знание) 1991-04, страница 136

Сделай Сам (Знание) 1991-04, страница 136

Чтобы приготовить клей для склеивания папье-маше и для грунта, плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски. Эти куски вымачивают в воде так, чтобы они разбухли. В таком виде клей складывается в маленькую банку, куда наливают неполный стакан воды. Маленькая банка с клеем вставляется в большую, наполненную до половины водой, и банки ставятся на огонь. Благодаря тому что дно банки с клеем не касается огня, клей не подгорает. Клей при нагреве непрерывно помешивают. Как только клей растворится, он готов. Кипеть он не должен. Клеить нужно горячим клеем. Если клей тянется нитями, он уже остыл, и его нужно снова разогревать.

Клейстер, которым пропитывается бумага, лучше всего делать из муки грубого помола (ржаной), но можно из пшеничной и даже картофельной.

Приготовить грунт очень легко. Для этого варят жидкий клейстер из муки, всыпают в него зубной порошок или мел и тщательно размешивают. Когда грунт готов, в него добавляют немного жидкого столярного клея и две-три капли растительного масла. Грунт должен быть густоты сметаны и стекать с палочки крупными каплями.

Вещи из папье-маше можно расписывать гуашью, акварелью, смешанной с гуашью, масляными красками. Гуашь лучше брать в маленьких баночках. Если она засохла, то ее размешивают чуть горячей водой. После того как краска чуть размокнет, следует размешать ее и слить лишнюю воду. Баночки с краской обязательно закрывайте. Если гуашью вы долго не будете пользоваться, то налейте в нее немного воды.

Как сделать голову из папье-маше? Для этого вначале из глины, пластилина и т.д. лепят голову с шеей (рис. 13,а). Лицу придают нужное выражение. Черты лица у стариков и старух делают более резкими, угловатыми, у детей — расплывчатыми, округленными.

РисЛЗ. Изготовление кукольной головы из папье маше: а — глиняная форма; 6 — оклейка формы бумагой; в — разрезка формы; г — удаление гли-ны;д — склейка головы из папье-маше

а б в г Д

Готовую голову смазывают каким-нибудь жиром и накладывают на нее один слой мокрой бумаги. Для этого придется рвать бумагу (обязательно из непрок-леенных сортов) на небольшие кусочки (рис. 13,6).

Бумагу тщательно разглаживают, чтобы она точно повторила форму вылепленной головы. Когда первый слой наложен, его смазывают клейстером и таким же образом накладывают еще че-тыре-пять слоев таких же бумажных клочков. Получается плотная маска из папье-маше, которую, высушив в теплом месте, но не близко от огня, чтобы она не покоробилась, разрезают на две части и снимают с глиняноц формы (рис. 13,в,г). После этого с помощью полоски материи оклеивают обе половинки головы (рис. 13,д).

Лицо куклы хорошо покрыть слоем грунта (мелом, разведенным, как кашица, на жидком клею). Причем следует избегать класть грунт слишком густо. Его необходимо разгладить пальцем, смоченным водой. Загрунтованная форма сушится и зачищается шкуркой. После этого можно приступить к росписи по предварительно сделанному на бумаге эскизу.

Для раскраски более подходят масляные краски. Впадины лица лучше закрашивать темным тоном, а выпуклые места — светлым.

Глаза делаются из бус и пуговиц. Волосы — из меха, ваты, мочала, ниток, пакли.

Ставим спектакль

Для первой постановки выбирается пьеса с несложным текстом, не требующая сложных декораций, большого числа кукол.

Для проведения такого спектакля требуется соорудить ширму, заменяющую сцену. Если трудно сделать трехстворчатую ширму, показанную на рис.14, ее можно заменить занавеской (скатертью), укрепив последнюю на палке в дверном проеме немного выше голов участников спектакля (рис.15).

Когда ширма готова, за ней ставится столик, на котором раскладываются куклы, декорации, бутафория.

Декорации в таком театре- условны. Например, чтобы показать лес, достаточно установить у переднего края две елоч-

135