Сделай Сам (Знание) 1991-04, страница 99форму, близкую к форме корешка, и вклеиваю блок в готовые переплетные крышки. Приклеиваю сначала заднюю, затем переднюю крышки. Применяю при этом, как и при приклейке сторонок к покровному материалу, клеи декстриновый и ПВА. Клей ПВА использую только в зоне корешковой части (15—20 мм), как показано на рис. 32,д. Чтобы избежать загрязнения клеем внутреннего листа форзаца и блока, между листами форзаца у обычного блока с приклеенными форзацами, кладу лист бумаги, который удаляю после нанесения клея, а у блока, прошитого на «ласточкин хвост» с наружными форзацами, снабженными матерчатой полоской в зоне корешка, помещаю защитную (от проникающего через ткань клея) полоску синтетической пленки и лист бумаги. После нанесения клея лист бумаги удаляю, а синтетическая прокладка остается на месте до высыхания клея. Перед нанесением клея произвожу примерку блока в переплетных крышках и внимательно отмечаю его положение в крышках. Наношу клей на задний форзац и аккуратно кладу блок на заднюю крышку в положение, намеченное при примерке. Обжимаю крышку, чтобы клеевой слой Рис.34 Формирование рубчика «сработал» по всей поверхности. Переворачиваю блок и приклеиваю переднюю крышку. При некотором навыке блок удачно вклеивается в крышки, канты получаются ровными, с параллельными блоку кромками. Передний кант предпочитаю делать на 1,5—2 мм больше верхнего и нижнего. Осуществив вклейку блока в переплетные крышки, сразу же пока не засох клей, формирую рубчик. Для этого использую проволоку диаметром 3 мм (очень хороши для этого электроды, очищенные от флюса). Чтобы проволока занимала свое место на блоке, концы ее надо соединить липкой лентой или резинкой так, чтобы проволочная рамка одевалась на корочки с некоторым натягом. Так исключим нежелательное смещение проволок. Книжку с уложенными на месте рубчика проволоками зажимаем в тисках на 2—3 мин (рис. 34), а затем просто кладем под пресс до полного высыхания клея. Получаем четкий рубчик — шарнир. Для высыхания клея убираем проволоку и снова кладем книгу под пресс, так выдерживаем ее несколько дней, чтобы избежать возможного коробления сторонок. Графическое художественное оформление переплета В этой части практика моя довольно ограничена. Для нанесения надписей на передней крышке книги и ее корешке, а также их художественной отделки применяю различного размера «моментальные» шрифты (деколь), а также «моментальные» художественные элементы (рамки, линии, орнаменты, виньетки, звездочки, точки, рисунки). К этому виду работ отношу также выполнение комбинированной отделки переплетных крышек, когда для их покрытия применяю два или несколько видов материалов разного цвета. Комбинированное покрытие значительно выигрывает перед цельным в том случае, если подобранные цвета покровного материала гармонируют друг с другом, и, конечно, проигрывает, если цвета подобраны неудачно. Выполнение комбинированного покрытия мало чем отличается от цельного. 98 |