Сделай Сам (Знание) 1999-04, страница 89

Сделай Сам (Знание) 1999-04, страница 89

ли отмерить нужной ему ткани аршинами — столько, сколько ему надо. Люди же состоятельные делали более основательные покупки. В ход шел счет на поставы и половинки (имелись в виду те же поставы). Поставы — это тот самый валик готовой ткани, который снимается со станка, поскольку дальше мотать ткань уже некуда. Чаще всего в поставе было около 40 аршин — чуть меньше или чуть больше, хотя встречались и почти вдвое больше поставы. Брали ткани и кипами — это несколько (до 6) половинок. Такой мерой мерили преимущественно сукна. А вот шелка мерили косяками — по многу десятков аршин (80 и даже порой до 100).

Меры такого же названия можно было встретить в канатном ряду: косяк каната — это обычно 13,5 пуда. И кипы были не только у тканей: 7-10-пудовые (иногда и больше) кипы служили единицей при покупке хмеля. Косяками же отпускали и мыло. Точное значение этой меры неизвестно, но можно предположить, что и тут речь шла о нескольких пудах.

Свой счет существовал в железном ряду. Тут можно было встретить крицы, полисы, доски, связки, а еще уклад. Крицами называли глыбы пористого железа, вынутые прямо из тогдашних сыродутных горнов, — от 24 до 36 фунтов весом в среднем. Связки — это и есть связки, почти всегда одинаковые, такие, чтобы были вподъем. А полицы и доски — так именовались железные плиты разного вида и назначения. В частности, полицы — это плиты 6—7 фунтов весом, шириной 5 вершков (22,25 см) и длиной от 6,5 до 7 вершков (26,7 — 31,15 см). Употребляли их для разных целей, но чаще всего из них собирали црены — огромные чаны для выпаривания соли из природных соляных источников. Кстати, цреном называлась и крупная продажная единица соли — около 10 пудов. Соль мерили и другими мерами — сугревами, варями и варицами. Однако точно определить их сохранившиеся источники не позволяют. !, Из товаров железного ряда мы упоминали еще уклад. Вообще-то укладом на Руси называли сталь (это немецкое слово встречается впервые у нас в документах XV века, но привилось куда позже — в предпетровские времена и особенно в последующие). Но укладом же называли и торговую меру: тысячу небольших полосок весом примерно 80 г каждая. Сталь

ных заготовок большего размера тогда еще не умели выплавлять. А из этих полосок выковывали и сабельные полосы, и проволоку для изготовления кольчуг, и защитные пластины для наборных пан-цырей, и пружины для оружейных замков. Из них делали и огнива для высекания огня. А ведь огниво, кремень и трут носил тогда при себе каждый мужчина.

В завершение нашей прогулки по торговым рядам мы заглянем туда, где продавали весьма дорогие привозные товары — бумагу и чай. Бумагу и чай мерили особыми мерами: первую дестями и стопами, чай же — цибиками. Слова десть и стопа сохранились и в современном языке. Только прежде они имели совершенно точное определение: в стопе 20 дестей, а в каждой из них — по 24 листа. Ныне же столь точный смысл их не соблюдается. По-иному сейчас понимается и цибик — иные называют так обычную пачку чаю. Между тем в собственном смысле слова цибик — это увесистый тюк чая, от 40 до 80 фунтов. Любопытная головокружительная история слова цибик. К нам оно пришло от тюркских народов, те заимствовали его от арабов, арабы — от греков Византии. А эти последние свои слова «кубос» и «кубикос» взяли из латинского cybicus (кубический). Так что кубик и цибик — слова близкородственные, хотя и обозначают совершенно разные вещи и в наш язык пришли с противоположных концов мира.

И еще многие другие названия звучали в старинных торговых рядах: иной товар продавали колодами — долблеными деревянными корытами. Вместилищем иных служили облуки. Уразуметь их значение можно, если вспомнить название сидения для возницы — облучок. Так именовались своего рода ящики. Кистка (уменьшительное от кисть) и посмо — это старинные меры для пряжи и ниток. А еще было слово остромок — то же самое, что вязанка или охапка. Определить все эти меры точно — не менее безнадежная задача, чем в наше время дать точное определение таким понятиям, как кучка или пучок. Даже и не пытаясь сделать это, мы и заканчиваем нашу прогулку по торговому ряду, а заодно и всю экскурсию в область старинных русских мер и весов.

Читатель вправе спросить: а нужно ли современному человеку копаться в том, что отжило и никогда не вернется? Но все

87