Сделай Сам (Знание) 2006-03, страница 10Отбелка, окраска, обжиг, лакировка Для того чтобы добиться окраски в белый однотонный цвет, а также для предохранения от преждевременного гниения, плетеные изделия отбеливают. Заметим, что естественная отбелка происходит с окоренными прутьями, которые подсушивают на солнце. Искусственную отбелку осуществляют при помощи серы. Берут 60 г серы на 1 м-\ В специальный ящик или камеру помещают выплетенное изделие и жестяную банку с серой. Последнюю поджигают. Камеру плотно закрывают. Через 3—6 часов изделие отбелено. Можно также отбеливать парами серной кислоты. В камеру на двое суток помещают изделие и открытый сосуд с серной кислотой. Применяют для отбеливания специальный раствор. Для его приготовления берут I часть хлорной извести, 15 частей воды, разбавленной 1—2%-ной серной кислотой. Понятно, что все эти химреактивы небезвредны для здоровья человека. Поэтому при работе с ними нужны известная осторожность, а также резиновые перчатки для предохранения рук. Для окраски используют анилиновые красители. Предварительно, чтобы окраска была более крепкой, устраняют действие имеющихся в иве дубильных веществ. Для этого изделия погружают на короткое время (10—15 минут) в раствор квасцов или поташа. Краску лучше растворить в горячей воде (на 10 литров расходуют 3—4 пакетика необходимой краски). Необходимо также добавить на 10 л воды 2—3 столовые ложки уксуса. В окрашивающем растворе прутья или все изделие целиком нужно выдержать 1-3 часа. Для прочности окраски вместо раствора квасцов и поташа приготавливают мыльный раствор (расходуют 100 г мыла на 4 л горячей воды). С давних времен для окраски плетеных изделий используют естественные растительные красители. Желтый цвет получают, приготавливая отвар вереска, багульника, березовых листьев, шафрана, шелухи лука. Для окраски в зеленый цвет готовят отвар из волчьих ягод и ук суса. Коричневый цвет дает отвар из веток коры черной ольхи или побегов и листьев крушины, а также волчьих ягод. Синий пвет дает отвар плауна. Отдельные детали плетеных изделий (особенно при производстве мебели) для придания последним красивого колорита подвергают крапчатому обжигу. Выжигают также целые узоры. Крапчатый обжиг получают таким образом. Мастер в меру своего художественного вкуса обрызгивает поверхность палок и пластин раствором глины. Затем изделие обжигают на горелке. Потом глину сбивают. Узоры предварительно рисуют карандашом. Затем выжигают рисунок узора раскаленным железным прутом. Для предохранения плетеных изделий, а также для того, чтобы придать им характерную блестящую отделку, их лакируют. Для этого используют мебельные нитроцеллюлозные лаки НЦ—218, НЦ—222, НЦ—223, НЦ-224. Эти лаки быстро сохПут (в течение часа), делают поверхность прозрачной и блестящей. Следует заметить, что эти лаки не очень водостойки. Поэтому их целесообразно применять для изделий, преимущественно хранящихся в помещениях. Хорошую водостойкость дают лаки полиэфирные беспарафиновые ПЭ—232, ПЭ—247, ПЭ—250. Многие плетельщики отдают предпочтение естественности, поэтому лаками и красителями стараются не пользоваться. Впрочем, как и в любом произведении искусства, говоря словами нашего великого поэта А.С. Пушкина, важны соразмерность и сообразность. А последние, подсказать мастеру могут его чутье, интуиция, наконец, талант. Виды плетения Прежде чем приступить к плетению корзин или каких-либо других ивовых изделий, познакомимся с несколькими основными видами плетения. Первый вид плетения самый распространенный. Это так называемое простое плетение (рис. 11). Его осуществляют либо одним прутом (рис. 11, о), ведя последний по пологой спирали, огибая |