Сделай Сам (Огонек) 1994-01, страница 4Н. Валдаева, М. Гоннарук С ковер-картина (о гобеленах) тенные безворсовые ковры с сюжетными или орнаментальными композициями — оригинальное, неповторимое и очень красивое украшение вашего дома. Искусство изготовления таких ковров-картин (шпалер), в основе которого лежит техника ручного узорного ткачества, имеет древнюю историю. Производство шпалер возникло в Западной Европе еще в XII в. В холодных каменных замках шпалеры — декоративные панно — не только придавали нарядный вид помещениям, но и помогали сохранять там тепло. Изготовление шпалер было делом очень дорогим, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей да богатые феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные «шпалерные» мастерские. Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по рисункам (картонам) — живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывались сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой (чаще всего для шпалер использовались библейские и исторические сюжеты, сцены из жизни знатных сеньоров, а также пастухов и пастушек на лоне природы). Тканье таких непростых рисунков требовало высочайшего мастерства от исполнителей и было весьма трудоемким. Известно, что на изготовление только 1 м2 шпалеры мог иногда уйти целый год работы. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, красота их привлекала к себе все новых и новых поклонников среди вельмож и богатеев, которых не останавливали никакие расходы. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. В городах Европы становилось все больше мастерских, в которых ткали шпалеры. Широкое развитие шпалерного тка чества начинается с XIII в., когда главными центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее Брюссель. Расцвет шпалерного искусства начался с XV в. Самую широкую известность приобрела шпалерная парижская мануфактура «Гобелен», расположившаяся в бывших мастерских красильщиков Гобеленов. С этого времени (начало XVII в.) тканые картины начали именовать гобеленами, а термин «шпалеры» сохранился для названия более ранних ковров, изготовленных в данной технике. Картоны (рисунки) для гобеленов создавались знаменитыми художниками своего времени, такими, как Буше, Ватто, Тьеполо. А техника исполнения гобеленов настолько выросла, что тканые картины стали мало отличаться от картин живописных. Отчасти из-за этого гобелены утратили свое очарование как уникальный вид прикладного искусства. И к XIX в. шпалерное ткачество приходит в упадок: все чаще повторяются сюжеты, падает техника. Новый этап в жизни гобеленов возник уже в XX в., когда Европа открыла для себя оригинальных и самобытных художников Азии, Африки, Латинской Америки. Популяризация прикладного искусства народов других континентов и изучение собственного искусства принесли новые формальные и орнаментальные мотивы в композиции гобеленов. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие знаменитые художники и архитекторы. Так, картоны для гобеленов создавали такие авторитеты, как Василий Кандинский, Фернан Леже, Генри Мур, Ле Корбюзье. Архитектор-конструктивист Жан Люрса организовал во Франции в 40...50-х гг. свою гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французской шпалеры. Начиная с 60-х гг. наступил новый расцвет этого вида прикладного искусства. При этом наряду с огромными сложно-сюжетными гобеленами, напоминающими |