003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 29

003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ И МИР

Стремительный рост лагерного «населения» привел к резкому ухудшению и без того нелегких условий содержания, что в сочетании с тяжелым трудом в суровых условиях Приполярья провоцировало рост заболеваний и высокую смертность. Только по известным архивным данным в период с 1923 по 1933 год (это еще не самое худшее время для «перевоспитуемых») в лагере умерло почти восемь тысяч заключенных. Вообще же через СЛОН (в 1937 году переименованный с долей черного юмора в СТОН) на протяжении почти двух десятилетий прошли несколько десятков тысяч узников. Около 40 тысяч из них легли в соловецкую землю. «Соловки — антиминс под открытым небом, здесь вся земля полита кровью мучеников» — говорят нынешние иноки.

Однако ужасы лагерной жизни не должны заслонить от нас светлый подвиг новомучеников и исповедников Соловецких. Они не были сломлены, источником сил для них явилась любовь к Господу и ближним.

Некоторые из братии — числом около 60-ти — отказались покинуть остров, когда последним монахам-«совхозникам» было предписано удалиться. Они заявили ГПУ, что их единственное желание — сложить свои кости возле родной обители. ГПУ разрешило им остаться в качестве вольнонаемных «инструкторов» на различных производствах. Иноки с радостью согласились, говоря, что работают не на ГПУ, а состоят в послушании у преподобных. В 2005 году был опубликован тайно вывезенный из СЛОНа список монашествующей братии монастыря, составленный 17 июля 1929 года к 500-летию прихода преподобных на Соловки. Список включает 58 человек (один из которых послушник), и указано в нем, что рукоположения и постриги тайно свершались и в лагерное время.

Вскоре число духовных лиц в лагере заметно увеличилось за счет осужденных иерархов, священников и просто прихожан. Не только православные попадали сюда. В 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II беа-тифицировал (канонизировал) Экзарха Русской Греко-Католической (униатской) Церкви Леонида Федорова, тоже прошедшего через Соловки.

Советские власти решили сделать древнюю твердыню православия «монастырем наоборот», замыслив сломить в томящихся здесь людях достоинство и веру. Заключенные, лестью и доносительством снискавшие расположение к себе администрации, получали из «особых запасов» куртки арестантского покроя; остальные же почитали за счастье, если удавалось раздобыть обувь или шинель — хотя бы на время работ (после работы вещи сдавались обратно на склад, и в нерабочее время люди должны были ходить голыми). Щедрее выдавались вещи, снятые с расстрелянных. Привозились они из Архангельска и Москвы, обычно изношенные и залитые кровью (хорошую одежду чекисты забирали себе). Этот опыт «рационального использования» материальных ценностей был усвоен и успешно повторен эсэсовцами в концлагере Освенцим спустя двадцатилетие.

Несмотря на нечеловеческие условия заключения, власти добились не желаемого искоренения «опиума для народа», а прямо противоположного — даже вчерашние маловеры погибали во имя Христа, с тихой молитвой на устах и прощением в сердце. Известно, что святитель Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, избранный ссыльным епископатом в 1928 году главой Соловецкого православного духовенства, был отправлен вскоре после этого на Анзер (а там было страшнее всего) еще и за то, что вопреки запретам крестил в Святом озере эстонку.

mm

Уже умирая от тифа в больничном изоляторе, открытом в стенах Голгофо-Распятско-го скита, священномученик Петр (Зверев) удостоился посещения великомученицы Варвары, которая и причастила его Святых Христовых Тайн. Близкие и почитатели покойного добились разрешения похоронить его в отдельной могиле, в облачении и с отпеванием. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал позже, что над зарытой могилой засиял столп света и в нем явился святитель Петр, всех благословляя. Владыка умер от тифа последним, эпидемия на нем закончилась. Мощи священномучени-ка Петра были обретены в 1999 году. На Архиерейском Соборе, состоявшемся в августе 2000 года, архиепископ Петр был прославлен в лике Святых. Ныне мощи его находятся подле мощей Соловецких преподобных.

За «колючкой» — Соловки.