004. Киево-Печерская Лавра, страница 20

004. Киево-Печерская Лавра, страница 20

шредшщийяа из mm

Множество чудотворений сопровождает историю Киево-Печерской Лавры. Особое место среди них занимают чудеса, связанные с престольным храмом Лавры — первым в Киевской Руси каменным собором Успения Пресвятой Богородицы.

Самое первое чудо, связанное с киевской Свято-Ус-пенской обителью, произошло на Святой Афонской Горе еще до основания ее: Феоктисту, игумену монастыря Эсфигмен, в котором подвизался тогда инок Антоний, явилась Царица Небесная и повелела отправить русского монаха основать на его родине обитель в Ее честь. И весьма скоро Пречистая чудесным образом начала заботиться об устроении своего монастыря.

Когда явились к преподобным Антонию и Феодосию четверо греческих зодчих, чудесным образом посланных Пресвятой Богородицей возвести храм в честь Успения Ее, преподобные возблагодарили Пречистую, весьма при том недоумевая, где же поставить храм. Преподобный Антоний решил получить ответ в трехдневной молитве. В первую же ночь явился ему Сам Спаситель. Преподобный попросил, чтобы избранное под храм место было сухим во время утренней росы, и наутро такое место было в обители найдено. На другую ночь преподобный Антоний с молитвой попросил у Господа, чтобы суха была вся земля вокруг, и лишь выбранное место омочено было бы росой. Свершилось и это. Вечером накануне третьей ночи золотым поясом (давно, кстати, принесенным в пещеры варягом Шимоном), разметили основание будущего собора, и огонь, спавший с небес, пожег на уготованном месте все деревья и кусты, разом решив проблемы с подготовкой к строительству.

Впрочем, есть и несколько иная история, связанная с указанием избранного места. Вроде бы однажды в полночь киевляне, жившие вблизи Печерской обители, услышали глас бесчисленного числа поющих. Выбе-

Слева: Сколь живописны стены родившегося заново Успенского собора!

Справа: Фрагмент барочной росписи соборных стен.

жавших из своих домов горожан ожидало дивное видение: огненный столп над монастырем, и в свете его множество иноков, вышедших из старой церкви. Во главе процессии несли они икону Успения, а впереди всех шел преподобный Феодосий. Дойдя до места, где теперь стоит Успенский собор, шествующие свершили молитву и вернулись в старую церковь.

Как бы то ни было, но из «Повести временных лет» известно, что собор действительно был заложен в 1073 году, но уже не преподобным Антонием, почившим в том году 7 мая, а преподобным Феодосием.

Изначальная заданность общих размеров и очертания храма (волю Царицы Небесной нарушить было нельзя) — исключительная особенность Успенского собора. Строители были вынуждены сами произвести сложные расчеты и увеличить диаметр купола, чтобы сохранить пропорции всего сооружения.

Ближе к концу пятнадцатилетнего строительства, на девятом году его, встал вопрос об устройстве иконостаса. И опять Сама Богородица позаботилась об этом. Неким благочестивым цареградским иконописцам было видение, будто бы двое русских монахов наняли их писать иконостас в Киеве. Греки поплыли в Киев, а когда почти уже прибыли, во сне увидели церковь, которую