014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 21

014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 21

» Лутынский монастырь со времен W 'своего основания не был обде-■ Ж лен чудесами. Почти все события I'm подобного рода связаны в нем с именем преподобного Варлаама. При этом чудеса, даже по «общемонастырским» меркам, — из ряда вон. Известно, например, три случая воскресения людей из мертвых. Первый раз человек воскрес по молитвам прп. Варлаама еще тогда, когда святой был жив. Этот факт довольно подробно описан в житии преподобного. Рассказывается, что близ Хутынского монастыря жил некий поселянин, относившийся к угоднику Божию с большим почтением и усердно помогавший его обители. Случилось так, что сын этого человека опасно заболел, и тот, уповая на молитвы преподобного Варлаама, повез его в монастырь. В дороге мальчик умер. В слезах подошел убитый горем отец к Варлаамовой келье и сказал подвижнику укоризненное слово:«Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели по дороге». Преподобный Варлаам обратился к нему с утешением и послал его приготовить все необходимое для погребения. А сам стал в своей келье на молитву и просил Господа оживить отрока. И чудо случилось — мальчик воскрес. Когда поселянин взошел в келью преподобного, он обомлел, увидев своего сына сидящим на кровати. Преподобный же Варлаам сказал ему, желая скрыть чудо: «Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали потерял здравый ум... Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в бесчувственность, а ты подумал, что он умер». Но отец не соглашался с ним и стоял на своем: мальчик был мертв. Тогда подвижник строго-настрого приказал ему никому не рассказывать о случившемся.

Много сохранилось свидетельств об исцелениях недужных у мощей преподобного Варлаама. Причем скорое и полное исцеление приходило к таким больным, относительно которых уже никто не надеялся на выздоровле-

Слева: Икона «Видение пономаря Тарасия» (конец XVII — начало XVIII веков) из собрания Государственной Третьяковской галереи.

ние. Но не только помощь получали в Хутынском монастыре паломники и иноки. Иногда им подавалось и наставление.

Угодник Божий строго следил, чтобы в обители неукоснительно исполнялись заповеди, оставленные им своим ученикам. Прежде всего, это касалось дел милосердия. По меньшей мере, два игумена получили суровое вразумление от прп. Варлаама. Один из них, игумен Сергий, был немилостив к нищим и странникам, тогда как основатель обители всегда оделял нищую братию. Однажды во время всенощного бдения инок увидел, как преподобный встал из гроба и, приблизившись к недостойному игумену, отнял у него жезл и им же наказал его. Игумен упал, словно мертвый, и через

ЧУДЕСА

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря находится сейчас современная копия иконы «Видение пономаря Тарасия».

неделю в самом деле скончался. Нечто похожее произошло с игуменом Ники-фором, в голодный год затворившим житницы монастыря для бедных. Но последний успел перед смертью покаяться в своем грехе.

Вообще, наказывал и увещевал преподобный Варлаам очень многих иноков обители. Например, к келарю, ведшему невоздержанную жизнь, он обратился с весьма пространным укорительным словом, когда тот, находясь в погребе, пил вино. «Так ли, старец, следует жить тебе?» — вдруг услышал перепуганный келарь-пьяница грозный голос. Обернувшись, он увидел перед собой преподобного Варлаама. Святой с гневом смотрел на него и вопрошал: «Разве дозволяет устав безвременно пить, есть и наслаждаться сладкими ме-дами и яствами, как ты поступаешь, не заботясь о своем спасении? Не для того нас Господь сотворил, чтобы мы ели и пили, одевались в различные одежды и угождали этому тленному телу, а для того, чтобы постом, молитвой, покаянием, слезами и милостыней угождали Богу. А ты не боишься Страшного суда и вечных мук, упиваясь и еще насмехаясь над другими, живущими по уставу монастырскому?» Затем основатель Хутынской обители стал бить келаря

У раки преподобного Варлаама.