015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 18

015. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ограда и е^шнн

Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Работы поначалу подвигались с большим трудом — монастырь еще не собрал достаточно средств на строительство, — и вскоре были приостановлены императорским указом. Лишь в 1776 году возведение новых каменных зданий и ограды возобновилось.

Строительству предшествовала масштабная перепланировка монастырской территории. Она увеличилась, приняла более правильные очертания. По периметру вся территория монастыря была огорожена каменной стеной. Четыре угловые башни и две надвратные (с южной и северной сторон соответственно) завершили величественный архитектурный ансамбль. Кроме того, ворота были и в восточной стене, они располагались под колокольней.

Разумеется, в конце XVIII века монастырские стены уже не выполняли «крепостной» функции. Значение их стало скорее символическим и декоративным. Именно поэтому не мощью своей восхищает ограда Спасо-Яковлевского монастыря, но особым изяществом и легкостью. Своеобразие комплекса подчеркивают «резные» башни с их, как говорили в XIX столетии, «венецианскими окнами». Особенно выделяли тогдашние авторы северо-западную башню монастырской ограды — как «лучше всех отстроенную». Башня была разделена на два этажа, и в каждом было по комнате. Отмечалось, что со смотровой площадки этой башни в хорошую погоду можно разглядеть до тридцати ростовских церквей.

В 1909 году в юго-западной башне монастыря была устроена церковь во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Явленная Толгская икона весьма почиталась как в Ярославле (в окрестностях которого она, собственно, и явилась), так и в Ростове. Исследователь ростовских древ-

Дальняя слева: Южные ворота получили название Водяных, поскольку выходили на озеро Неро.

Слева: Юго-западная башня монастыря, где в 1909 году была устроена церковь во имя Толгской иконы Божией Матери.

ностей А. А. Титов на рубеже XIX—XX веков так описывал эту церковь: «Окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям».