016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 9подвижники По прошествии некоторого времени к преподобному Кириллу пришел его друг, инок Симонова монастыря Фе-рапонт. Ферапонт, имея множество хозяйственных поручений от настоятеля обители, часто бывал в самых разных уголках Руси. Ходил он и на Белоозеро. На вопрос прп. Кирилла, есть ли там места, «где бы можно было безмолвствовать иноку», он ответил утвердительно. Чаемого безмолвия на Белоозере преподобный Кирилл так и не обрел. Один за другим стали приходить к нему иноки, была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, построены кельи. Авторитет преподобного в основанной им обители был непререкаем. Устав, данный им, исполнялся строго, хотя ни о каких наказаниях за нарушения устава, которые налагались бы игуменом, мы нигде не находим сведений. Напротив, единственному иноку монастыря, за что-то возненавидевшему святого, он кротко сказал: «Все соблазнились обо мне, ты один истинствовал и понял, что я грешник». Большим авторитетом пользовался преподобный и у князей. Своему благотворителю, князю Андрею Можайскому (Кирилло-Белозерский монастырь находился в его вотчине), он составил Вид московского Симонова монастыря, где принял постриг прп. Кирилл Белозерский. Акварель середины XIX века. целую «программу государственных действий»: «Смотри, государь, чтобы судьи судили суд праведно, как пред Богом, не кривя... Наблюдай, чтобы не было в твоей области питейных домов — от них великая пагуба людям: крестьяне пропиваются, а души их гибнут... Также пусть не будет у тебя и таможенных сборов — это деньги неправедные». Самому же князю препо добный советовал: «Подавайте по силе милостыню. Поститься вы, господин, не можете, а молиться ленитесь. Так милостыня восполнит недостатки ваши». Не стяжая никаких материальных благ — ни для себя, ни для монастыря, — преподобный Кирилл много заботился о собирании духовного богатства. При его жизни закладывается в Кирилло-Белозерском монастыре «книжная традиция». После самого святого осталась настоящая личная библиотека — двенадцать рукописных томов. Среди них были как духовные книги, так и «энциклопедические сборники», содержавшие исторические, географические, медицинские сведения. Перед кончиной прп. Кирилл настолько ослаб телом, что не мог ходить в церковь (его носили туда ученики) и молитвенное правило творил сидя. Скончался он 9 июня (по старому стилю) 1427 года, и почти сразу почитание его распространилось по всему Бе-лозерью и далее. Позже в Кирилловом монастыре побывал Пахомий Логофет, известный агиограф, составитель житий многих святых (в частности, жития преподобного Сергия). Он еще застал в живых многих из тех, кто помнил основателя обители, и благодаря этому написанное им житие преподобного Кирилла отличается многими важными подробностями и насыщенностью историческими сведениями. Вериги, которые носил преподобный Кирилл, находятся сейчас в экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника. |