030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 6

030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

шншш

Мощи святителя Иоанна Суздальского

Мощи святителя Иоанна Суздальского в соборе Суздальского кремля.

Святитель Иоанн, епископ Суздальский, родился в пределах Суздальско-Нижего-родского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году суздальский и нижегородский князь Константин Васильевич решил поставить в своем княжестве отдельного от Ростова и Владимира епископа. По его просьбе был возведен в сан епископа Нижегородского и

Суздальского боголюбивый инок Иоанн.

Отличаясь особой любовью к бедным и больным, святитель Иоанн ходатайствовал перед князем об уменьшении налогов, устраивал больницы для больных, богадельни для престарелых, одиноких и убогих. Когда князь Константин покорил часть мордовских земель, святитель Иоанн усердно проповедовал слово Божие среди мордвы.

По его благословению в Суздальской земле строились храмы и основывались обители.

После 1365 года, при святителе Алексии, митрополите Московском, Суздаль вошел в состав Московской митрополии. С того времени святитель Иоанн,оставив управление епархией, поселился в Боголюбской обители и стал вести уединенную жизнь, подвизаясь в посте и молитве. 15 октября 1373 года он мирно скончался и был погребен в сузальском соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Нетленные мощи святителя Иоанна, а также мощи святителя Феодора Ростовского, похороненного в том же соборе еще в 1023 году, почивали открыто в устроенных гробницах. В XVIII веке, согласно Духовному регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I Феофаном Прокоповичем, приступили к сбору сведений о мощах малоизвестных святых. Документальных данных об открытии мощей святителей Феодора и Иоанна к тому времени не сохранилось. Суздальский епископ Порфирий (1748—1755), узнав о возникших сомнениях, потребовал от священнослужителей собора найти свидетельства о святителях Феодоре и Иоанне. Все собранные сведения архиерей послал на рассмотрение в Святейший Синод. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране

пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают нетленными, то не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии и почитании». Получив указ, епископ Порфирий оповестил о нем свою паству и распорядился: «Святителей Феодора и Иоанна во всех священно-служениях, где принадлежит, воспоминать неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению повсе-годно исправлять — святителю Феодору июня в 8 день, святителю Иоанну октября в 15 день, как издревле в оные дни оным празднества исправлялись...» 20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки. В этот же день (2 сентября по новому стилю) Церковью положено праздновать это событие.

Князья суздальские, их потомки и частные лица щедро одаряли обитель вотчинами, делали разнообразные вклады; московские государи покровительствовали ей. Обитель процветала и к концу XVI века была одним из богатейших русских монастырей. Выпадали на ее долю и невзгоды. Еще в 1445 году у монастырских стен произошла битва русских с татарами, окончившаяся тяжким поражением русской рати и пленением великого князя Василия Темного. Победители два дня пировали в монастыре и почти до основания его разрушили. Уцелела только богатая ризница, спрятанная монахами где-то на территории Суздаля и до сих пор не найденная. Большой ущерб потерпела обитель в Смутное время. В первых годах XVII столетия Григорий Отрепьев, бродивший из одного монастыря в дру

гой, принят был архимандритом Лев-кием в Спасо-Евфимиевскую обитель и прожил в ней целый год. Впоследствии Григорий, ставший самозваным царем Лжедмитрием I, передал полякам сведения о Суздале и о Спасском монастыре, как удобном месте для воинского стана, и в 1608 году сюда от непокоренной Троицкой лавры пришел пан Лисовский с войском. Около года

jtfu&Mnl ЛСрк.

j/j—лjfj. • 3jJU4L

chilli ё?

поляки оставались здесь, совершенно разорили монастырь и весь многолюдный, богатый Суздаль, в котором едва осталась десятая часть населения.

Но и в тяжкую годину Смуты обитель преподобного Евфимия оказала русской земле духовную поддержку. В 1612 году, когда победоносное нижегородское ополчение двигалось к Москве спасать столицу и Родину от поляков и самозванцев, вождь ополчения, князь Димитрий Михайлович Пожарский прибыл в Евфимиев монастырь просить благословения и помощи у Бога и

Жалованная грамота великого князя Василия II архимандриту Спасо-Евфимиева монастыря на озеро Боровое (июль 1445 года). Эта грамота была дана князем в качестве обетной перед сражением с татарами.