031. Свято-Введенский Толгский монастырь, страница 24СВЯТЫ III I желающие могли помолиться у чудотворной иконы. С иконографической точки зрения, Толгская икона Пресвятой Богородицы относится к типу «Умиление» — как и другая общерусская святыня: Владимирская икона Божией Матери. И, пожалуй, по выразительности только Владимирская икона может сравниться с Толгской. Исследователи не раз отмечали некоторую «неловкость», неумелость изографа, писавшего эту икону. Но эта неумелость совершенно искупается особой теплотой образа Царицы Небесной. И благоговейному взгляду паломника, и даже взыскательному взгляду ценителя древнерусской живописи эта теплота, эта потаенная скорбь и выражение кроткого сострадания к человеку слишком очевидны. Глубоко символично явление Толгской иконы именно в 1314 году — в один из тяжелейших периодов русской истории, названный позднее «монголо-татарским игом». Укрепляя народ в вере, чудотворный Толгский образ Чтимый список с Толгской иконы Пресвятой Богородицы находится в приделе Крестовоздвиженского храма. вселял в сердца русских людей надежду, что родная их страна не оставлена и не забыта Богом и Пресвятой Богородицей. Отметим также, что именно в 1314 году, несколькими месяцами ранее явления Толгской иконы, в пределах Ростовской епархии родился мальчик Варфоломей, в будущем — преподобный Сергий Радонежский, благословивший в 1380 году Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Так — незаметно, прикровен-но — приготовлялось освобождение Руси от тяжкого ярма. О широком народном почитании Толгской иконы говорят многочисленные списки, сделанные с нее в разное время. Наиболее известными являются списки из Свято-Введенского монастыря города Нежина, из Воскресенской церкви села Подкубенского (Вологод- чина) и из мценского Петропавловского монастыря. В самом Толгском монастыре также есть списки с главной святыни обители — как старые, так и новые. Один из новейших списков с Толгской иконы («со сказанием») находится в часовне, устроенной в 2004 году в кедровнике. Как мы уже говорили, долгое время Толгская икона Божией Матери находилась в художественном музее города Ярославля. Вопрос о ее передаче монастырю поднимался начиная с середины 1990-х годов, но тогда возвращение иконы состояться не могло — в монастыре, по мнению музейных работников, не было соответствующих условий. К 2003 году условия были созданы. Для хранения иконы изготовили особый киот с бронированным стеклом, в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма установили сигнализацию и систему видеонаблюдения, провели телефонную линию, приобрели специальный прибор для измерения микроклиматических параметров. И икона в монастырь вернулась. Нельзя сказать, что передача иконы Толгскому монастырю вызвала одну лишь радость у всех ярославцев. Некоторые восприняли это с беспокойством. Опасались, во-первых, что в Крестовоздвиженском храме — несмотря на приложенные усилия — все же не удастся обеспечить чудотворной иконе «музейную сохранность». А у кого-то возникли сомнения в том, что икона останется доступной для штшт Толгская икона Божией Матери («Тронная») В Третьяковской галерее хранится Толгская икона Пресвятой Богородицы, называемая «Тронной». Она также происходит из Ярославля и создавалась, видимо, примерно в то же время, когда святителю Трифону явилась «малая» икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Толгском монастыре. «Тронные» изображения Богоматери типа «Умиление» не получили широкого распространения на Руси, зато они были весьма распространены в искусстве Византии и Италии. В связи с этим возникло предположение, что в Ярославль эта икона была привезена из далеких мест. Но ее живописная манера более напоминает суздальские, ярославские и ростовские иконы. Возможно, мастер, написавший ее, был знаком с итальянской или византийской (что вернее) традицией, и, творчески преломив ее, создал уникальный памятник — изображение Божией Матери, которому присущи одновременно торжественность, характерная для тронных икон, и проникновенность, которой отличаются «камерные», поясные, иконы Пресвятой Богородицы. Толгская икона Богоматери из собрания Третьяковской галереи. |