032. Великая Лавра (Святая Гора Афон), страница 17ПУТЕВОДИТЕЛЬ ментами и сюжетными изображениями. Рядом возвышается тысячелетний кипарис, посаженный преподобным Афанасием; по преданию, до тех пор, пока он полностью не засохнет, будет стоять Святая Гора Афонская. За кафоликоном, к юго-востоку, расположен параклис во имя исповедника святителя Михаила Синадского. Этот угодник Божий жил в конце VIII — начале IX веков и прославился своей стойкостью во время господства иконоборцев. Он решительно отверг предложение отказаться от почитания священных образов, за что был отправлен в изгнание, где и скончался. В Великой Лавре находится честная глава исповедника. Здание параклиса — небольшое, однонефное и однокупольное, с трехгранной апсидой. Возводилось оно в 1641 году (позднее перестраивалось). Еще восточнее находится здание ризницы. Хранящиеся в ней ценности представляют богатое и весьма интересное с научной и познавательной точки зрения собрание. Здесь можно увидеть иконы, в том числе древнейшую из сохранившихся на Афоне икон, датируемую XI веком (образ пяти мучеников); церковные книги, среди которых особое место принадлежит Евангелию XI столетия, известного под названием Евангелие императора Никифора Фоки; различную богослужебную утварь, например, золотой дискос со вставками из драгоценных камней, являющийся вкладом эпирского деспота серба Фомы Прелюбовича (XIV век); одежды литургического предназначения, среди которых — саккос и епитрахиль Патриарха Дионисия III, приложившего много сил для возобновления полноценной иноческой жизни в Великой Лавре (XVII век); ризы, плащаницы, кресты-мощевики и напрестольные кресты, даже оружие. У входа в трапезную. Древний фиал. ШИ0ТШ Житие преподобного Афанасия Афонского Одним из важнейших памятников «афонской литературы» является Житие основателя Великой Лавры Афанасия Афонского, написанное вскоре после его смерти, в первой четверти XI века, монахом по имени Афанасий. Оно дошло до нашего времени почти в 30 списках, 8 из которых содержат первоначальную редакцию — так называемое Житие А, а остальные — редакцию, возникшую на основе первой примерно на рубеже XI—XII веков. Французский исследователь П. Ле-мерль, изучавший на протяжении многих лет весь комплекс текстов Жития, считал Житие А «историческим источником огромной ценности». В отделе рукописей Государственного Исторического музея (г. Москва) хранится пергаменная рукопись, содержащая один из древнейших списков памятника. По мнению современного исследователя Б. Фонки»А, этот список относится к первой трети XI века и, более того, представляет непосредственно автограф монаха Афанасия, автора Жития. |