034. Свято-Почаевская Лавра, страница 16

034. Свято-Почаевская Лавра, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

собор успения прес&ятои богородице

Обращенный со скалы в небо, Успенский собор Почаевской Лавры звучит мощным и стройным аккордом. Император Николай I уловил его дух даже в камне, назвав «произведением дерзкой архитектуры». Построен он на средства Николая Потоцкого по проекту Готфрида Гофмана и является замечательным примером позднего европейского барокко. При строительстве были мастерски использованы поднимающиеся вверх скалистые террасы, нарастающий ритм которых подчеркивает ажурный силуэт храма.

В высоту собор достигает 56 метров, потому виден издалека (при этом надо учесть и высоту самой Почаевской горы, на которой он возведен) и как бы собирает на себя огромное окрестное пространство. Внутри храм имеет крестообразную форму, снаружи почти незаметную. Аркадами колонн помещение делится на три части, в правой из которых — киот и ковчег с Цельбо-носной Стопой.

Успенский собор поражает богатством красок (преобладающую роль играют золото и лазурь), живописи, линий и геометрических форм.

Богатый четырехъярусный иконостас, сменивший бывшую при бази-лианах невысокую перегородку, был подарен императором Александром II, посетившим Лавру в 1859 году (за что называется «царским»). Устроен он в византийском стиле по рисункам архитектора Боссе. Тридцать три его иконы написаны на медных досках, а в третьем ярусе, над изображением Тайной Вечери, расположен звездообразный киот с чудотворной Почаевской иконой. Киот этот — работа золотых дел мастера Верховцева, который украсил и Цельбоносную Стопу, а массивная неугасимая лампада с характерным «древневизантийским» эмалевым орнаментом, находящаяся перед иконой, выполнена по рисунку художника С. Комарова.

Справа вверху: Если поднять голову, стоя перед входом в собор, особенно заметно его грациозное величие.

Справа: Огромный Успенский собор будто создан для великанов.