041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 23

041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 23

святыни

за носила необыкновенно спешный и секретный характер — известные специалисты вызывались на нее буквально «с корабля на бал», а окончательный акт так и не был составлен. Вторая же экспертиза обставлялась вполне официально — она-то и имела дело с якобы «мощами» в виде «заплесневелого черепа и трех зубов». Это была явная фальсификация. «Заплесневелый череп с зубами», по мысли большевиков, должен был показать, насколько бессовестно «церковники» обманывали угнетенный народ. При этом настоящие мощи преподобного власти надежно спрятали. Известно лишь было, что они поступили в распоряжение Наркомздрава, так как Наркомат просвещения, занимавшийся перемещением изъятых в монастырях мощей русских подвижников благочестия в общедоступные музеи, принять их отказался.

От этой информации и отталкивалась в 1997 году инокиня Покрово-Тер-венического монастыря Леонида (Сафонова), занявшаяся поиском пропавших мощей преподобного Александра. Были проведены глубокие архивные разыскания, сопоставлялись и анализировались различные документы, формулировались версии. В декабре 1997 года эта работа привела инокиню Леониду в петербургскую Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии. Старейший в России медицинский музей как нельзя лучше подходил для сокрытия мощей преподобного — среди его 10000 экспонатов можно было спрятать что угодно. Не забудем и то, что в советские времена каждый поступавший на работу в Военно-медицинскую академию давал подписку о неразглашении тех сведений, которые ему там становились доступны.

Инокиню Леониду ждала удача — в музее действительно хранилось мумифицированное тело, переданное в него в революционные годы. Как выяснилось, никаких сопроводительных документов у этого «экспоната» не имелось. И это было очень странно,

Рака с мощами преподобного Александра Свирского в Преображенском соборе. Этот снимок был выполнен замечательным русским фотографом С. М. Прокудиным-Горским в начале XX века.

штш

Письма к святому

В почте Александро-Свирского монастыря встречаются удивительные письма, напрямую обращенные к преподобному Александру. Эти трогательные послания лишний раз свидетельствуют, насколько близок святой нынешним православным людям. Они, вопреки пространственно-временным законам этого мира, ощущают преподобного, как человека абсолютно близкого, все время находящегося где-то рядом. Воспроизводим здесь одно из таких писем.

«Отче Александре Свирский!

Благодарю тебя за излечение моей дочери Елены, у которой была увеличена щитовидная железа. Она приложилась к мощам, и у нее из горла стали исходить сгустки черного цвета. Раньше врачи настаивали на операции, а теперь она совершенно здорова.

Обращаюсь к тебе с просьбой: укрепи нас в вере, благослови, научи, вразуми, как спастись. Помоги воспитать моего внука, отрока Владислава, в доброте, сохрани его от мирских развлечений, отврати его от смотрения телевизора. Подай ему помощь.

Помолись своими святыми молитвами за мою дочь Елену, носящую во чреве младенца, чтобы роды прошли

Часовня на месте явления Святой Троицы преподобному Александру.

благополучно, чтобы родила благочестивую девочку.

А мне — рабе Ольге, если можно, на все воля твоя, излечи больные ноги.

Излечи меня и моих чад, болящих духовно, испроси у Господа прощение наших согрешений, чтобы мы прожили в мире до конца наших дней.

Твоя раба Ольга со чадами. Калининградская обл., г. Черняховск».