041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 27

041. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ и МИР

всего, не были знакомы друг с другом, но духовная связь между ними, обеспеченная наставничеством преподобного Александра, несомненна. В этом благодатном поле мы обнаружим еще нескольких учеников Свирского игумена, тоже ставших насельниками Важе-озерского монастыря — преподобных Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия. Их житий не существует, но в Важеозер-ской обители сохранилась икона этих семи старцев.

В Смутное время монастырь был разорен поляками, которые перебили часть братии (в том числе и игумена Дорофея). После этого обитель долгое время находилась в запустении, а монахи «скитались меж двор». Пропитания они были лишены, потому что те угодья, что даровали обители своими грамотами цари Иоанн IV Грозный и его сын Федор Иоаннович, присвоил местный крестьянин. Жаловаться на него монахи боялись — он грозил им в этом случае насильственной смертью.

Постепенно монастырь все же «поднялся», но в 1764 году грянула новая напасть — секуляризация церковных владений, после которой Важеозерская обитель была превращена в приходскую церковь.

В том, что XX век монастырь встречал в цветущем состоянии, — заслуга двух подвижников.

Первый из них — старец Исайя (в схиме Игнатий), переселившийся на Важское озеро в 1830 году из Ко-невского (что на Ладоге) монастыря.

Есть сведения, что в молодости отец Исайя бывал на Святой Горе Афон, с чем, по-видимому, и было связано введение в обители устава по образцу святогорского. Старца глубоко уважали свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, и свт. Игнатий (Брянча-нинов). Последнего вполне можно назвать духовным другом важеозер-ского монаха. Старец Исайя обновил пришедшие в ветхость здания обители, при нем она вновь получила самостоятельность. Это произошло в 1846 году.

В 1885 году случилась беда — страшный пожар уничтожил все «материаль

бище и часть зданий. В Всехсвятском храме при этом устроили клуб, а в Преображенской церкви — спортзал. После войны здесь разместили колонию для малолетних преступников, а потом — психиатрическую больницу.

Пришедшим в монастырь в 1991 году монахиням (а обитель возрождалась как женская) пришлось многое восстанавливать с нуля. В ноябре 2000 года монастырь вновь стал мужским. Ныне по своему благоустройству обитель вполне соответствует тому описанию начала XX века, с которого мы начали рассказ о ней.

Купальня на Важском озере.

Часовня во имя Новомучеников Российских в Важеозерском монастыре.

ные» плоды деятельности почившего в 1852 году отца Исаии. Спустя два года восстановлением монастыря энергично занялся иеромонах Геннадий. Огромную помощь отцу Геннадию оказывал святой праведный Иоанн Кронштадтский, относившийся к важеозерскому насельнику с большой теплотой и нередко бравший его с собой в поездки по Северу. Он привлекал благотворителей, благодаря чему был заново отстроен Преображенский храм (в 1892 году отец Иоанн освятил его), приведена в порядок каменная церковь Всех Святых, появились новые постройки, было заведено монастырское подворье в Петербурге.

Революционная катастрофа не обошла стороной Важеозерскую обитель. В начале 1920-х годов ее закрыли. В 1935 году при строительстве на ее территории Интерпоселка она была буквально разорена: уничтожению подверглись иконы, утварь, архивы, клад-