044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 16

044. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

успенская цёрко&к с трапезной н колокольней

рых, своего рода архитектурную загадку представляет собой переход между Успенским и Иоанно-Богословским храмами. Если оба здания строились одновременно (такая версия тоже есть), то переход должен примыкать к каждому из них под прямым углом. Однако под прямым углом он примыкает только к Богословскому собору, а к Успенской церкви — несколько наискось, что опять же говорит, по мнению некоторых исследователей, о «вторичности» собора по отношению к трапезной церкви.

Вопросов по датировке Успенского храма остается еще множество. Однако приблизительно можно сказать, что строительство его началось где-то в конце 1540-х годов. К этому времени на Псковщине уже появились новые для здешней монастырской традиции трапезные палаты с примыкающими к ним церквами (одна из ранних построек такого рода была возведена в Снетогорском монастыре). Первое упоминание о трапезном корпусе с Успенским храмом относится ко второй половине 1580-х годов: «Церковь Успения Пречистые Богородицы каменная трапеза. А на ней крест железн, плащи медены, золочены...»

Каменная колокольня была надстроена над трапезной палатой значительно позднее. В ранних описаниях монастыря мы встречаем упоминания о деревянной колокольне, стоявшей близ соборного храма: «Да подле Иоанна Богослова колокольница деревянная, а на ней двои колоколы, да третиезазвонные». «Каменная круглая» колокольня упоминается лишь в описи 1764 года (а в описи 1741 года о ней еще нет никаких сведений), следовательно, строительство ее следует отнести к середине XVIII века. Такая датировка находит отражение и в архитектурном решении колокольни (восьмерик на четверике), характерном именно для указанного времени, когда местные псковские традиции претерпевали изменения под натиском чужеземных зодческих веяний. В описи 1764 года говорится также о том, что на колокольне были часы — «боевые русские». Под «боевыми русскими часами» разумеются часы без циферблата, оповещавшие о времени суток боем.

Псковских архитекторов, историков и реставраторов давно занимает вопрос: какой из храмов Крыпецкой обители был построен «первее» — Успенский ли храм с трапезной палатой, или же все-таки Иоанно-Богословский собор. Логически рассуждая, следует предположить, что соборный храм монастыря должен был возводиться раньше. Так, во всяком случае, шло строительство в большинстве русских монастырей. Но, похоже, в Крыпецах дело обстояло несколько по-другому. Об этом свидетельствуют два обстоятельства. Во-первых, в грамотах, данных государем Иваном Грозным в 1554 и 1557 годах крыпецким игуменам, монастырь назван «Крыпецким монастырем Успения Пречистыя Богородицы и Иоанна Богослова» (это особо подчеркивает митрополит Евгений (Болховитинов)), что косвенно указывает на то, что в середине XVI века каменная Успенская церковь уже существовала, тогда как соборный храм Иоанна Богослова в камне еще не был выстроен. Во-вто

Успенская церковь с трапезной и колокольней. По предположениям исследователей, Успенский храм является древнейшим каменным сооружением монастыря.

Часовая башенка органично дополнила собою «экстерьер» трапезного корпуса.